Пятница, 03.05.2024, 05:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

«Реки войны»
01.06.2020, 11:32

                                                                                Подготовила:

обучающаяся МУ ДО

«Вейделевская РДСЮН»

объединение

«Экожурналистика»

Шахова Людмила
 


 


 

Вейделевка , 2020

 

 

 

 

 

 

 

Река

 

Угра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказы о локальных эпизодах Великой Отечественной войны помнили и продолжают помнить в любом поселении – ведь Победа зависела от усилий всех и каждого. Бои же, происходившие в 1941-1943 гг. по берегам Угры, несмотря на свою локальность, должны быть удостоены самого широкого внимания. Отдельно хотелось бы отметить пять памятных мест: советский военный аэродром 1941 года, участок оккупированного противником берега Угры и два плацдарма советских войск 1942-1943 гг., командный пункт Западного фронта 1943 года.
Указанные объекты находятся западнее Юхнова в полосе, прилегающей к 35-километовому отрезку Угры – линии фронта с марта 1942 года. Советские войска, оттеснив немцев с угрожающих для Москвы подступов и достигнув этой реки, были вынуждены остановиться перед заблаговременно подготовленным на ее правом берегу укрепленным рубежом. Полоса укреплений оказалась занятой тремя, позднее – двумя пехотными дивизиями, боевые участки которых в свойственной немецкому языку манере назывались собственным именем Ugra-stellung – «Позиция Угра» или «Угра-фронт».
В марте-апреле 1942 года 49-я армия генерал-лейтенанта И.Г. Захаркина вела за прорыв данного рубежа бои, которые известны своим особенно кровопролитным характером для обеих воевавших сторон. В частых контратаках против наступающих «большевиков» разом погибали многие десятки вражеских солдат. Немцам для удержания позиций пришлось израсходовать резервы своих дивизий. В одном случае дошло до отправки в бой поваров, ездовых, писарей, телефонистов.
И.Г. Захаркин, зная о разреженности боевых порядков противника, настойчиво искал слабые места в немецком рубеже. Попытки наступления с левого берега Угры попеременно предпринимались на всем протяжении фронта. Ворваться на вражеский берег обычно удавалось, но в течение нескольких суток противник оттеснял или уничтожал наши подразделения. При разборе причин неуспеха командование 49-й армии не ссылалось на измотанность войск и необученность пополнений. Эти беды принимались как неизбежные. Причину находили в действиях отдельных командиров, выбивавшихся из общего наступательного порыва. Первой за Угрой советские войска отбили деревню Русиново и удерживали ее трое суток в расчете навести по льду бревенчатый настил для танков. Враг тем временем собрался с силами и вернул Русиново. Запоздание с настилом было поставлено в вину командиру саперного батальона, руководившему работами через посыльных, без своего личного присутствия. Другой пример – в наступлении между деревнями Войтово и Папаево командир одного из стрелковых батальонов разместил командный пункт на «советском» берегу Угры, что осложнило руководство его бойцами, втянувшимися в лесной массив за рекой. Подразделение замешкалось и не поддержало глубоко прорвавшегося соседа, чей успех в итоге был утрачен.
С конца апреля 1942-го и до отступления немцев в марте 1943 года на Угре происходили позиционные бои, состоявшие не только в перестрелках. Каждая из сторон совершала набеги на траншеи противника, сначала на советских плацдармах за рекой, а после ее замерзания – и на других участках фронта. В ходе этих вылазок происходило истребление боевого охранения, захват «языков», порча вооружения и подрыв укрытий. При этом части 49-й армии не избежали нареканий за формальное отношение к ведению боевых действий. Пример наибольшей несуразности: на плацдарме в районе деревни Суковки летом был оборудован ряд наблюдательных пунктов. Смотровые амбразуры находились невысоко, и зимой обзор оказался перекрыт выпавшим снегом, что было оставлено без внимания. Немцы воспользовались слабостью наблюдения и совершили внезапный набег, после которого у «русских» выбыло из строя 27 человек. Окончательно выбивать врага с, казалось бы, неприступного рубежа «Угра-фронт» не пришлось – он в итоге отступил в силу ухудшения всей стратегической обстановки.
Несмотря на суровость общей картины, знакомство с боями на участках отдельных дивизий и полков, напротив, дает возможность понять, что наши военные для решения боевых задач умели использовать особенности рельефа каждого, позже ставшего памятным, места.
Упомянутый Суковский плацдарм, у слияния рек Угры и Рессы, являлся открытым полем на 2 км в ширину и глубину. Советским ударным подразделениям приходилось наступать (с 6-го по 31 марта 1942 года) на виду у врага. Армейское командование требовало решительного прорыва в течение суток, однако попытки массированных атак немцы пресекали сильным огнем. Тем не менее, советские части, прокапывая траншеи в глубоком снегу и припадая к развалинам деревенских построек, шаг за шагом теснили врага. Поэтапно, с интервалом в несколько дней были заняты: пойма Рессы, деревенские огороды, первый ряд домов, второй ряд домов, затем – устроенная противником в поле система снежных и бревенчатых валов. Враг был оттеснен на возвышенность, где развернулись многолюдные столкновения с использованием танков. Затем, по соображениям стратегического порядка, основной прорыв 49-й армии был перенесен в район деревни Павлово, а под Суковкой приказали перейти к обороне. Территорию плацдарма составили: пойма Рессы, пологий и довольно высокий (22 м) склон и край поля на возвышенности. Из немецких траншей наблюдался лишь передний край советского плацдарма, а основная его территория скрывалась ниже «зрительной оси».
У деревни Павлово (ныне – заброшенное урочище Павлово) берег Угры вздымается уступами на высоту 25 м и более. Советские ударные группы сумели зацепиться за эти уступы в первый же день наступления (3-22 апреля 1942 года). В деревне, строения которой в два ряда протягивались по верху берега на 1 км, начались уличные бои. Удары по противнику также наносились на протяжении нескольких километров выше и ниже по течению реки. Когда было принято решение о прекращении наступательных действий (для всей Красной Армии), позиции сторон проходили по деревенским усадьбам и огородам. В последующие месяцы гарнизон Павловского плацдарма постепенно улучшал свое положение, периодически захватывая сотню-другую метров с опорой на прибрежные ложбины и перелески.
Плацдарм в итоге вытянулся вдоль Угры почти на 2 км и вглубь берега на 350 м. Противник расположился на правом фланге – в 30-50 м от советских траншей, в центре – в 500 м на открытом поле, на левом фланге – за оврагом с редким леском. Обоюдная открытость для наблюдения не служила противоборствующим сторонам поводом для пассивности. Немцы, например, в сентябре 1942 года атаковали плацдарм с применением дымовой завесы. Однажды ночью советская разведгруппа проделала проход в проволочном заграждении противника (так называемой трехрядной сети) и проникла в его тыл; на следующий день немцы заделали проход. По возвращении разведчики снова изрезали колючую проволоку, а немцы снова устранили порчу днем.. Разведгруппа, таким образом, дважды просочилась не только мимо наблюдательных постов, но и сквозь сплошные и многорядные траншеи противника.
Траншейную сеть по берегам Угры обе стороны начали формировать сразу после снеготаяния, эта работа значительно активизировалась с конца лета 1942 года. У немцев дело доходило до траншей глубиной в полтора-два человеческих роста и ходов сообщения для гужевых повозок. На участке берега близ урочища Русиново и в настоящее время есть траншеи, несмотря на осыпание, способные укрыть взрослого человека. Большая глубина укрытий обеспечивала надежную защиту от шальных осколков при артобстрелах, но имела оборотную сторону: советские бойцы подползали к такой траншее и, когда по ней проходил немецкий патруль, буквально спрыгивали ему на головы.


Разведка, проводившаяся инженерной службой 49-й армии, показала наличие у противника дзотов, имевших индивидуальную конструкцию в каждом случае. Но, по мнению разведки, сила немецкой обороны заключалась не в дзотах (их число и защищенность расценивались как небольшие), а в продуманном размещении простейших траншей с огневыми ячейками.
Следует отметить, что на Русиновском берегу укрепления расположены над крутым склоном высотой более 15 м, в силу чего ближняя половина реки и самый склон не просматриваются из траншей, образуя «мертвую» зону. Если «русским» удавалось проскочить или прокрасться в эту зону, немецкому солдату для ведения огня необходимо было выходить из траншеи. На склоне обнаружены не только следы перестрелок, но и останки советского офицера. Рациональное размещение немецких укреплений не предотвратило многочисленных советских прорывов и вылазок. И сегодняшний «Угра-фронт» – это подлинный памятник самоотверженности, военной смекалке и неодолимой жажде Победы наших воинов!

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/963318/c2e986aa-33f6-4e46-be2e-86fdf86e21e4/s1200?webp=false

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ладожское

озеро

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Память о героических делах речников и военных моряков, строителей и солдат на Ладоге.
История навсегда сохранит память о героических делах речников и военных моряков, строителей и солдат на Ладоге. В ту тяжелую пору они стояли плечом к плечу с фронтовиками, борясь за жизнь Ленинграда.
Пароходство выполняло оперативные воинские перевозки. В июле 1941 года речники пароходства доставили из Ленинграда и области в районы Череповца, Рыбинска и Вологды 40 тыс. призывников, обеспечивали буксировку на достройку в Горький 33 военных кораблей, приступили к эвакуации детей. Всего в этот период Северно-Западное пароходство эвакуировало в глубь страны более 120 тыс. человек (из них 24 тыс. ленинградцев) и около 70 тыс. грузов.
26 августа 1941 года противник захватил станцию Мга, перерезал последнюю железнодорожную линию, связывающую Ленинград со страной. Почти одновременно финны вышли на правый берег реки Свирь против Лодейного Поля. 8 сентября был захвачен Шлиссельбург. Началась блокада Ленинграда.
В этой ситуации доставка грузов в Ленинград можно было наладить только через удерживаемый советскими войсками участок юго-западного побережья Ладожского озера протяженностью 65 км, где раньше судоходство не осуществлялось. Это был единственный водный путь к осажденному Ленинграду. Грузы в Ленинград следовали по сложному маршруту. По железной дороге они прибывали на станцию Волхов, затем поступали на пристань Гостинополье, где производилась их перевалка на баржи. Речные буксиры вели баржи по Волхову через Волховский шлюз до пристани Новая Ладога, затем озерными буксирами или короблями военной флотилии грузы доставлялись в Осиновец. Из Осиновца грузы по узкоколейке шли к Ириновской железнодорожной ветке, а оттуда следовали непосредственно в Ленинград.
Суды работали в тяжелых штормовых условиях, под постоянными ударами вражеской авиации.
На всю Ладогу прославилась матрос баржи Татьяна Шубина. Её баржу сорвало с якоря и понесло течением к берегу, занятому врагом. Судно село на мель в зоне досягаемости артиллерии противника. Соорудив взамен унесенной волной шлюпки небольшой плот, она, несмотря на контузию, полученную при налете самолетов противника, добралась до своего порта. Посланный буксир под покровом ночи снял баржу с мели и привел ее в порт. Бесценный груз – продовольствие для осажденного Ленинграда – был спасен.
Мужественно действовал экипаж парохода «Орел» 17 сентября, когда сильнейшим штормом разбило буксируемую баржу №752, на которой следовало воинское подразделение. Несколько человек, обвязавшись тросами, бросились в бушующее озеро и привязали тонувших бойцов к спущенным с парохода канатам, чтобы поднять их на палубу. Всего было спасено 200 человек. Пароход глубоко, до самых иллюминаторов, осел в воду, но благополучно доставил людей в порт.
Суда продолжали плавание даже после 22 ноября, когда началось движение автомашин по ледовой трассе.

 

 

 

https://photocentra.ru/images/main76/764876_main.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Река

 

Курка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожесточённые бои разгорелись на нашей земле при освобождении Таманского полуострова весной-летом 1943 года. Рубеж реки Курка, приазовские плавни вошли в состав немецкой оборонительной «Голубой линии», которую Геббельс считал непреодолимой.
Это был левый фланг обороны противника, а правый – упирался в Чёрное море в районе Новороссийска. Систему огня противник организовал со строгим учётом рельефа местности… Перед передним краем «Голубой линии» гитлеровцы установили проволочное заграждение - фландрский забор: 3-4 ряда заграждений по 4 кола в каждом, с промежутками между ними 25-30 метров. Всё это было заминировано противотанковыми и противопехотными минами разных образцов. В главной полосе была создана система траншей и ходов сообщения. Шоссейные дороги и мосты заминированы. Каменные дома превращены в долговременные огневые точки…
Перед командованием Северо-Кавказского фронта встала задача: не допустить отход фашистов с Таманского полуострова. Бои за Малую Землю разгорелись в феврале 1943 года, когда морские пехотинцы Цезаря Львовича Куникова в свирепый зимний шторм высадились на Черноморский берег, занятый фашистами. С этого героического плацдарма начался разгром фашистской «Голубой линии».
В марте 1943 года советские войска, после тяжелых боев, освободили х. Свистельники, ст. Анастасиевскую и закрепились в х. Коржевском – у правого берега р. Курки, в 3-х километрах от наших посёлков.
Жестокие бои на рубеже реки Курки продолжались более пяти месяцев. В сентябре 1943 года самые интенсивные и кровопролитные сражения шли 15 дней, в смертном бою легла 58-я армия и три бригады морской пехоты – около 18 тысяч советских воинов. Говорят, до сих пор на дне Курки стоит затонувший танк, а в плавнях покоятся 32 самолёта.
В ночь с 18 на 19 сентября ударная группировка советских войск 9-ой армии в составе 316-й (командир полковник Ф.И. Пекарев), 304-й стрелковых дивизий и двух полков 276-й стрелковой дивизии (командир генерал-майор И.А. Севастьянов) нанесла внезапный удар по «Голубой линии» в районе хуторов Калабатка, Светлый путь и Красный Октябрь. Советские войска незаметно переправились по заранее наведённым сапёрами штурмовым мостикам, а кое-где и вплавь и сходу стремительно атаковали противника. 19 сентября 1943 года «Голубая линия» в районе наших хуторов была прорвана и советские войска погнали фашиста дальше к станице Курчанской, которую освободили 21 сентября, 27 сентября был освобожден город Темрюк, а 09 октября – весь Таманский полуостров и Кубань.

 

 

http://tsvinfo.ru/images/photoalbum/0338.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Река Сож

 

 

 

 

 

После форсирования реки Десна 1943 года, войска 65-й армии во взаимодействии с 48-й армией вели напряженные бои на гомельском направлении. Командующий войсками Центрального фронта в директиве от 25 сентября определил задачу 65-й армии: развивая наступление в западном направлении, с ходу форсировать реку Сож, выбить противника из междуречья и частью сил совместно с 48-й армией овладеть городом Гомель, в дальнейшем форсировать Днепр.
После получения задачи разведке армии было приказано выявить систему и характер обороны противника, собрать данные, необходимые для принятия решения и выбора участков для форсирования реки Сож. Было установлено, что перед фронтом армии на правом берегу реки Сож оборонялись отошедшие части 6, 31 и 102-й пехотных дивизий немцев, усиленные танками и штурмовыми орудиями. Перед правым флангом армии оборонялась 45-я пехотная дивизия.
Оборона противника представляла собой развитую систему узлов сопротивления, соединенных ходами сообщения.
Маневр танков и артиллерии на правом берегу затруднялся. В то же время леса на левом берегу позволяли скрытно подойти к реке. Наиболее удобные места переправ: излучины реки в районах Новые Терешковичи, Шарпиловка и юго-восточнее Старые Ярыловичи.
Таким образом, форсирование реки Сож 65-я армия осуществляла в ходе наступления, нанося главный удар силами 19-го корпуса в составе четырех дивизий, усиленного двумя танковыми, истребительно-противотанковым и минометным полками. Пять дивизий и стрелковая бригада других корпусов должны были форсировать реку в полосе до 30 км.
Когда гитлеровские войска были отброшены на правый берег реки, начали действовать специальные десантные группы, выделенные от дивизий первого эшелона. Так, две небольшие десантные группы 354-й дивизии, успешно преодолели реку в излучине у южной окраины Новые Терешковичи и овладели плацдармом. Вслед за ними форсировали реку передовые подразделения частей первого эшелона.
Противник оказывал упорное сопротивление. На отдельных участках он предпринимал до 12 контратак в день, нередко дело доходило до рукопашных схваток.
Командующий армией распорядился ускорить строительство мостов, подтянуть переправочные средства и быстро перебросить на захваченный плацдарм соединения 19-го корпуса. Переправа проходила с большими трудностями. Из-за огня противника плоты и паромы то и дело выходили из строя. Однако советские воины, проявляя героизм и настойчивость, успешно решали трудные задачи. Так, для переброски танков было решено оборудовать усиленную паромную переправу из табельных и подручных средств. Две попытки собрать паром окончились неудачей. В третий раз это дело поручили взводу саперов (18 человек) 169-го инженерно-саперного батальона. Всю ночь бойцы ремонтировали лодки, собирали и приспосабливали из подручных материалов недостающее переправочное имущество. К утру паром был готов. Под непрерывным огнем противника саперы начали переправлять танки.
Из узлов сопротивления Старых и Новых Дятловичей, противник вел артиллерийский огонь по переправам и боевым порядкам соединений, стремясь не допустить расширения плацдарма. Несмотря на то, что основная масса орудий и минометов поддерживала форсировавший здесь 19-й корпус, подавить вражеские арт-батареи не удавалось. Принимались меры к немедленной переброске артиллерии на правый берег реки. Быстрый ввод в строй самодельных плотов позволил в первые два дня переправить направый берег больше половины орудий, выделенных для стрельбы прямой наводкой, а также пять подошедших батарей 120-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка.
По плану в 19-м корпусе все переправочные средства предполагалось равномерно распределить между дивизиями первого эшелона. Однако в связи с захватом плацдарма 354-й дивизией на ее участок были переброшены все табельные переправочные средства. В результате чего к исходу 29 сентября здесь были введены два парома грузоподъемностью 9 и 12 т, а также оборудован штурмовой мостик, который, хотя восемь раз и разрушался, сыграл большую роль в ускорении переправы личного состава и эвакуации раненых. Одновременно в районе Новые Терешковичи 14-я инженерно-саперная бригада начала строительство 30-тонного моста.
В помощь ей было привлечено до 300 человек местного населения с 36 подводами для заготовки элементов моста в 1,5–2 км от берега и подвоза их к реке. К утру 4 октября строительство было завершено.
Наращивание сил на плацдармах происходило с затруднениями. Ведя боевые действия, войска проявляли большое искусство и изобретательность, чтобы решить свои задачи. Утром 2 октября в районе Абакумы, в полосе наступления 60-й дивизии 18-го корпуса, от попадания зажигательных снарядов возник пожар на 5-тонном пароме. Снайперы противника вели прицельный огонь по району переправы, не давая приблизиться к горящему парому. Лейтенанту К. П. Дудко с большим трудом удалось добраться до парома и, несмотря на ожесточенный обстрел, ликвидировать пожар. Переправа артиллерии продолжалась. В ночь на 3 октября на участке переправы 193-й дивизии (в районе Шарпиловка) осколками снаряда был перебит трос, по которому передвигался паром грузоподъемностью 5 т. Старший лейтенант И. П. Окопин под пулеметным огнем противника, по грудь в ледяной воде устранил повреждение.
Совершенствовалось искусство применения маскирующих дымов в армии. Если на реках Сев и Десна для прикрытия переправы ставился один, то на реке Сож — три рубежа дымопуска, из них один прикрывал действительную, а два других — ложные переправы. Таким способом, например, прикрывался 4–6 октября мост в районе Новые Терешковичи, а 5 октября — паромная переправа в районе Карповка, по которойперевозились боеприпасы. Дымовые завесы ставились и при подходе самолетов противника к переправам. К моменту бомбометания дым полностью закрывал их, распространяясь по реке на 500–800 м.
Из 30 пролетов моста 22 были выведены из строя. Восстановили его только к утру 9 октября. Всего же с 28 сентября по 8 октября армейские и приданные инженерные части из табельных переправочных средств потеряли 9 полупонтонов, 36 различных лодок и 2 специальные машины.

http://s1.fotokto.ru/photo/full/506/5063081.jpg

 

 

 

 

 

 

Река Волга

 

 

 

2 февраля 1943 года Россия и весь мир отмечают победоносное завершение битвы на Волге, ознаменовавшей коренной перелом в ходе Второй мировой войны и ставшей печальным уроком для нацистских захватчиков

Историческое значение продолжавшегося 200 дней и ночей в степях между двумя великими русскими реками Доном и Волгой сражения трудно переоценить. Захват Сталинграда - этой "русской крепости на Волге" и крупного промышленного центра с последующим выходом к Астрахани имел стратегическое значение для гитлеровской Германии.

Во-первых, этим частично решалась основная задача плана "Барбаросса" - выход на линию Архангельск - Астрахань. Во-вторых, падение Сталинграда привело бы к рассечению всего фронта обороны Красной армии на две автономные группировки, что поставило бы на грань уничтожения отрезанные от основных сил и от снабжения войска Закавказского фронта, и захвату гитлеровцами грозненских и бакинских нефтепромыслов.

В-третьих, падение города, носившего имя советского вождя Иосифа Сталина, должно было оказать колоссальное деморализующее воздействие на весь Советский Союз и Красную армию. А, как известно, моральный фактор на войне подчас имеет решающее значение. Ещё Наполеон оценивал соотношение морального и физического факторов как три к одному.

Сражение за каждый метр

Хронологически Сталинградская битва подразделяется на два этапа - оборонительный и наступательный. Первый этап сражения продолжался с 17 июля по 18 ноября 1942 года.

Прорвав в ходе мощного наступления оборону советских войск, немцы вышли в большую излучину Дона, форсировали его и попытались с ходу ворваться в Сталинград. Однако на их пути встало непреодолимое препятствие в виде стойкости и мужества защитников города. Превращённый ударами немецкой авиации в руины город встретил захватчиков упорным сопротивлением.

Все четыре массированных штурма, предпринятых немецкой 6-й армией Фридриха Паулюса, не привели к решающему успеху. Так, группа из тридцати бойцов 13-й гвардейской стрелковой дивизии во главе со старшим сержантом Яковом Павловым и старшим лейтенантом Иваном Афанасьевым 58 дней и ночей удерживала четырёхэтажный жилой дом в центре Сталинграда.

По воспоминаниям командира 13-й гвардейской стрелковой дивизии Александра Родимцева, на личной карте Паулюса дом Павлова был отмечен как крепость. А пленные немецкие разведчики считали, что его обороняет батальон советских солдат.

Тяжёлые оборонительные бои в городе позволили советскому командованию подготовить контрнаступление. 6-я немецкая армия была втянута в уличные бои и безуспешно пыталась сбросить защитников Сталинграда в Волгу, в то время как на растянутых флангах находились более слабые румынские и немецкие части.

Реклама 3

Сталинградский "котёл"

19 ноября 1942 года начинается второй этап Сталинградской битвы. В ходе контрнаступления, получившего кодовое название "Уран", войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов ударами по флангам противника сокрушили его оборону. Освобождение 23 ноября города Калач-на-Дону положило начало окружению 270-тысячной группировки немецких и румынских войск под Сталинградом.

Первый месяц, когда положение окружённой в Сталинграде 6-й армии ещё не было катастрофическим, существовала возможность прорыва из города. Однако Гитлер категорически запретил Паулюсу покидать Сталинград.

В декабре 1942 года ударная группировка Манштейна предприняла попытку деблокады Сталинградского котла. Немецкие танки были остановлены на рубеже реки Мышкова примерно в 40 километрах от начала позиций 6-й армии. После того как под ударами советских войск группировка Манштейна начала откатываться в западном направлении, судьба окружённых в Сталинграде захватчиков была решена.

Обещанное Гитлером снабжение окружённой 6-й армии посредством "воздушного моста" также не имело серьёзного успеха. Из необходимых для поддержания боеспособности группировки Паулюса 700 тонн грузов в сутки в редкие дни с трудом удавалось доставить даже четвёртую часть от этого количества.

Советское командование учло предыдущий неудачный опыт противодействия "воздушному мосту" люфтваффе под Демянском зимой-весной 1942 года и предприняло все меры для того, чтобы свести на нет снабжение окружённых посредством транспортной авиации.

24 декабря 1942 года 24-й танковый корпус Василия Баданова совершил прорыв в тыл противника и атаковал немецкий аэродром в станице Тацинской, уничтожив несколько десятков транспортных самолётов противника. Кроме того, попытки доставить продовольствие, боеприпасы и медикаменты окружённым немецким войскам в Сталинграде встречали противодействие со стороны советских наземных средств ПВО и истребительной авиации.

Агония и запоздалое прозрение

Агония 6-й гитлеровской армии началась сразу после начала нового, 1943 года. 10 января, после того как Паулюс категорически отверг предложение командующего Донским фронтом Константина Рокоссовского о капитуляции, Красная армия приступила к ликвидации окружённой немецкой группировки, получившей название "Кольцо". К концу января уцелевшие остатки 6-й армии оказались отрезанными друг от друга в трёх локальных "котлах", которые по факту являлись отдельными очагами сопротивления.

Категорически запретив капитуляцию, Гитлер присвоил Паулюсу звание генерал-фельдмаршала с намёком на самоубийство, так как "ни один немецкий фельдмаршал ещё не сдавался врагу". Однако брошенный на произвол судьбы вышестоящим военным руководством командующий 6-й армией выбрал жизнь и 31 января сдался вместе со всем своим штабом. Последние очаги сопротивления нацистских войск под Сталинградом были подавлены 2 февраля 1943 года, когда сложили оружие остатки "северной" группировки из 11-го армейского корпуса Штрекера.

О том, какая обречённость царила в последние дни Сталинградского котла в рядах окружённых, красноречиво свидетельствуют строчки из последних писем гитлеровских вояк своим родным и близким. Ещё недавно рассчитывавшие на "лёгкую прогулку" по российским просторам и никак не ожидавшие такого "горячего" приёма, они в исступлении проклинали войну, Гитлера и всех, кто их отправил на завоевание "этой ужасной страны".

К сожалению, захватчики слишком поздно осознали, что воевать против русских - это занятие, которое со 100-процентной вероятностью чревато весьма неприятными последствиями. Только на завершающем этапе Сталинградской битвы в советский плен попали свыше 90 тысяч военнослужащих вермахта, включая 24 генералов. Ещё несколько сотен тысяч немецких, румынских и прочих горе-завоевателей навсегда остались лежать в промёрзшей степи, поверженные русскими пулями или ставшие жертвами голода, холода и болезней. Дошло до того, что по случаю гибели 6-й армии Гитлер объявил в Германии трёхдневный траур.

Именно от стен Сталинграда начинается победоносное наступление Красной армии на Запад, которое закончилось в мае 1945 года водружением Знамени Победы над поверженным рейхстагом. Именно победа в волжских степях стала тем поражением, от которого гитлеровская Германия уже не смогла оправиться.

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/28866/c70a7f36-a400-4bad-8692-a4b2846c7346/s1200?webp=false

 

 

 

 

 

 

 

 

Река Днепр

 

 

 

 

 

 

Наряду с обороной Москвы, Сталинградской битвой и Курской дугой форсирование Днепра 1943 г. является одним из наиболее значимых и переломных моментов ВОВ. В продлившемся около 4 месяцев сражении, на протяженном участке длиной в 700 км, с обеих сторон было задействовано несколько миллионов солдат и офицеров, десятки тысяч танков, самолетов, артиллерийских орудий и других единиц техники.

Значение локального успеха, несмотря на большие потери советских войск, трудно переоценить, так как была освобождена значительная часть оккупированных территорий, и создан мощнейший плацдарм для дальнейшего продвижения Красной Армии на запад. Примечательно, что это самая масштабная операция в мировой истории по форсированию водных рубежей.

Подготовка

В Ставке Верховного командования не было единодушного представления о том, каким способом нанести поражение противнику. Маршал Г.К. Жуков, которого поддерживал начальник генштаба А.И. Антонов, предполагал рассечь, окружить и впоследствии уничтожить основную часть обороняющихся сил вермахта в районе Донбасса. Но И.В. Сталин настаивал на немедленном форсировании водной преграды, и дальнейшим увеличением плацдарма. По мнению Верховного главнокомандующего, данный маневр лишал противника времени на перегруппировку. В итоге было принято решение о проведении последовательных ударов по всей линии фронта по позициям врага, с последующим продвижением вперед и уничтожением окруженных немецких войск.

Ситуация осложнялась тем, что несмотря на численное превосходство, занятый гитлеровцами правый берег реки был выше и круче левого, а переправить нужно было огромное количество солдат и техники, используя при этом суда, плоты и подручные средства.

Хорошо укрепленный «Восточный вал», по словам Гитлера должен был стать неодолимой преградой на пути атакующих войск. «Скорее Днепр поменяет течение, нежели русские переправятся через него…» – хвастливо заявлял фюрер.

Битва на Днепре

Началом операции принято считать 26 августа 1943 года. После проведения интенсивной артподготовки, в бой вступили передовые силы пяти фронтов (Центрального, Воронежского, Степного, Южного и Юго-Западного), под командованием талантливых советских военачальников (Жукова Г.К., Рокоссовского К.К., Конева И.С., Толбухина Ф.И., Ватутина Н.Ф.).

Немецкие войска ожесточенно сопротивлялись, по возможности контратакуя на каждом из рубежей оборонительных укреплений. Именно поэтому потери живой силы с обеих сторон исчисляются сотнями тысяч.

Историки подразделяют два основных этапа сражения:

  • Черниговско-Полтавская операция (26.08-30.09.1943);
  • Нижнеднепровская операция (26.09-20.12.1943).

В некоторых исторических справочниках к битве за Днепр также принято относить:

  • Днепровскую воздушно-десантную операцию, начавшуюся в сентябре, и, к сожалению, не принесшую желаемого успеха;
  • Киевскую наступательную (03.11-13.11. 1943)
  • Киевскую оборонительную (13.11-23.12. 1943) операции.

Почувствовав, что территорию не удержать фашисты стали применять тактику «выжженной земли», уничтожая или отправляя в концентрационные лагеря местных жителей, минируя заводы, фабрики, а зачастую, и целые городские кварталы.

В итоге, после продолжительных, кровопролитных боев за каждое село, город, и порой даже улицу Красная Армия к концу декабря смогла освободить левобережную Украину почти полностью.

https://istoriyakratko.ru/wp-content/uploads/2018/01/Bitva-za-Dnepr-pamyatnik-300x192.jpg

6 ноября, накануне празднования Октябрьской революции был взят, город Киев – столица УССР, что являлось безусловной политической победой. Локальный успех в Битве за Днепр имел далеко идущие последствия не только с военно-экономической стороны (были возвращены угольные бассейны Донбасса и огромные плодородные площади земли), но и с точки зрения морального аспекта. Как воины, так и рядовые граждане уже не сомневались в скорейшей окончательной победе над фашизмом.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: РСЮН
Просмотров: 259 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Категории раздела
Форма входа
Поиск

Управление образования © 2024

Administrator site "ANTARES_MG"
Конструктор сайтов - uCoz