Воскресенье, 27.05.2018, 00:25
Приветствую Вас Гость | RSS

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Использование технологии игрового обучения при ознакомлении с родниками Вейделевского района
[ Скачать с сервера (480.5Kb) ] 10.06.2013, 09:47
картинкаИспользование технологии игрового обучения при ознакомлении с родниками Вейделевского района.

 Вернигора Наталья Юрьевна
 педагог дополнительного образования
 МОУ ДОД Вейделевская районная
станция юных натуралистов




«Игра – путь детей к познанию мира, в котором
они живут и который призваны изменить».
 А.М.Горький.



       Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Играя, ребенок удовлетворяет свою любознательность, вовлекается в активное освоение окружающего мира,  овладевает способами познания связей между предметами и явлениями. Игра оказывает на ребенка развивающее воздействие. [4]
       В дополнительном образовании детей, как отдельной отрасли образования, игра имеет большое значение при ознакомлении с природой. Родники являются неотъемлемой частью природы Вейделевского района. Интерес, экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Изучать природу, учиться жить в гармонии с окружающей средой следует начинать уже в дошкольном возрасте. [2] Поэтому на занятиях в детском саду, посвященных воде, обязательно затрагиваем тему изучения родников Вейделевского района.  Но здесь мы столкнулись с  проблемой нехватки информации, дидактического материала по данной теме. Поэтому нами были разработаны игры экологической направленности, которые придают занятиям занимательность. В процессе выполнения игровых правил, действий обучение идет ненавязчиво, доступно.  
        В дошкольном образовании игры носят обучающий характер. Дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания. В ознакомлении детей с природой используют дидактические, подвижные и творческие игры. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.
В ознакомлении детей с природой используют дидактические игры с предметами, настольно – печатные и словесные. [1]
       Поэтому для реализации проекта «Святые источники» нами были подобраны и систематизированы различные виды игр:
1.Дидактические:
•    настольно – печатные  («Найди лишнее», «Родники моего поселка», «Собери пазлы»);
•    словесные игры («Узнай родник по описанию»);
2. Подвижные игры («Поймай мяч»);
       Игра «Найди лишнее». Детям предлагается ряд фотографий, например, родник «Крейдянка», родник «Криница», река Ураева. Нужно найти лишний объект и объяснить свой выбор.
       Игра «Родники моего поселка». Показать детям ряд фотографий с изображением родников, среди которых нужно выбрать родники поселка Вейделевка.
       Игра «Собери пазлы». Предложить детям собрать картинку с изображением родника и сказать, как он называется.
       Игра «Узнай родник по описанию». Педагог дает словесное описание родника, дети должны определить о каком роднике идет речь и назвать его. Вместо педагога описание родника могут дать дети.
       Изучение родников Вейделевского района будет особенно эффективным в ходе подвижных игр, так как дети закрепляют знания, а получаемая во время игры радость, способствует углублению интереса к природе, в данном случае к родникам своей местности. Игра «Поймай мяч»: играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому– нибудь из играющих, произнося название родника. Если это родник п. Вейделевка, игрок должен поймать мяч. Если нет – отбить мяч.
       Переход ребенка в школьный возраст связан с изменениями в его деятельности. Любознательность постоянно направлена на познание окружающего мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно – следственные связи и зависимости. В этом возрасте ребенку интересно все, что его окружает. Поэтому дети с огромным интересом включаются в игровую деятельность. [3]
       В этом возрасте можно использовать игру «Поле чудес». Вопросы могут быть связаны с местом расположения родника, датой его основания, названием,  исторической информацией. В качестве примера можно привести следующие задания:
-название этого родника – символ Вейделевского района (родник «Воронцы»);
-родник, являющийся памятником природы муниципального значения, находится в п. Вейделевка (родник «Крейдянка»);
-название этого родника и название села, вблизи которого он находится, является и названием жилища на Руси  (родник «Избушки»).
        Большой интерес у обучающихся вызывают настольные игры. Примером может стать игра «Расставь названия родников». На карте Вейделевского района расставить фишки с названием родников.
       Для обучающихся начальных классов эффективными будут игры – путешествия. Цель игры – путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Во время игры – путешествия, идя по маршруту, дети на каждом этапе выполняют задания – по рисунку или по словесному описанию определяют родник, называют место его расположения, сообщают какие – либо исторические факты. Можно заранее определить маршрут, обозначить станции (например, поселок Вейделевка, село Николаевка, село Кубраки, село Избушки и т. д.).
        Особенностью детей среднего школьного возраста является то, что они более самостоятельны, активно включаются в исследовательскую деятельность. Поэтому здесь мы используем игру «Я – исследователь». Дети делятся на группы, выбирают населенный пункт и готовят информацию о родниках. Изучают литературу, беседуют со старожилами, собирают интересные факты, а затем в ходе заочного путешествия делятся этой информацией.
Так же можно использовать игру «Расставь названия родников», но усложнив ее. Каждому роднику дать свой номер. Дети бросают кубики. Количество выпавших баллов определяет номер родника. Затем обучающиеся рассказывают об этом роднике, если история его известна.  
        Обучающиеся охотно принимают участие в игре «Удивительный мир родников Вейделевского района». Дети выбирают категорию, например, село Долгое, село Малакеево, поселок Вейделевка и т.д. Затем – номер вопроса в данной категории. За каждый правильный ответ получают количество баллов, соответствующее вопросу. Если игрок ответил неправильно, вопрос переходит следующему играющему. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество баллов.
          В результате применения игровых технологий при изучении родников Вейделевского района обучающиеся дошкольного возраста лучше и быстрее запоминают названия родников, их расположение, исторические факты. Игры способствуют расширению знаний и представлений детей о родниках своей местности. Игра доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, происходящее на фоне игры, особенно эффективны. В ходе игры информация дается ненавязчиво, поэтому и усваивается лучше. Дети школьного возраста активно включаются в игру, охотно собирают сведения о родниках, тем самым расширяя знания по данной теме.
       В ходе реализации проекта «Святые источники» мы убедились, что игровые технологии являются эффективным средством при изучении родников Вейделевского района.

                                                   Список литературы:
1. Абрамян, Л. А. Игры дошкольника/Л.А.Абрамян.-М.:Просвещение,1989.-286с.
2.Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию /О.А. Воронкевич.- С.П.: Детство – Пресс, 2011. – 497 с.
3. Кудряшов, Н. Особенности использования дидактических игр при обучении в начальной школе.   Н. Кудряшов// Режим доступа:  http://referat.ru/referats/view/19806
4. Маранцева, Л.В. Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через экологические игры Л.В. Маранцева// 50ds.ru – Режим доступа: http://50ds.ru/psiholog/10069-formirovanie-ekologicheskikh-znaniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-cherez-didakticheskie-igry.html

Категория: Мои файлы | Добавил: АДМИНИСТРАТОР
Просмотров: 509 | Загрузок: 119 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Форма входа
Поиск

Управление образования © 2018

Administrator site "ANTARES_MG"
Конструктор сайтов - uCoz