Приложение 2
к приказу департамента образования Белгородской области
от «30» апреля 2015 г. № 260
П О Л О Ж Е Н И Е
о муниципальном этапе Всероссийского заочного смотра-конкурса
учебно-опытных участков образовательных учреждений в 2015 г.
1. Общие положения
1.1. Муниципальный этап Всероссийского заочного смотра-конкурса учебно-опытных участков (далее – конкурс) проводится с 1959 года среди образовательных учреждений района и является мероприятием, проводимым один раз в два года.
1.2. Конкурс проводится с целью повышения значимости учебно-опытных участков (далее - УОУ), как средства обеспечения практической направленности в изучении дисциплин естественнонаучного цикла, способствующих формированию у детей и подростков нравственно-ценностных качеств личности, развитию интереса и творческой активности к исследовательской работе сельскохозяйственной направленности, их профессиональному самоопределению.
1.3. Основные задачи конкурса:
- активизация деятельности образовательных учреждений района в сфере дополнительного агроэкологического образования и трудового воспитания обучающихся;
- оценка состояния учебно-опытного участка как базы для организации образовательной деятельности с обучающимися;
- совершенствование деятельности исследовательской и опытнической работы на УОУ, направленной на повышение урожайности, продуктивности, экологической безопасности и качества выращенной продукции, а также рентабельности сельскохозяйственного производства;
- выявление, обобщение и распространение инновационного опыта работы коллективов образовательных учреждений по организации и содержанию деятельности, направленной на решение вопросов трудового воспитания, рационального землепользования, профориентации, а так же формированию устойчивых интересов учащихся к исследованиям в области агроэкологии, сельского хозяйства;
- совершенствование деятельности образовательных учреждений по внедрению современных подходов и методов организации в работу ученических производственных бригад и других детских объединений сельскохозяйственной направленности;
- популяризация уголков живой природы, как средства экологического образования и воспитания детей, их расширение и усовершенствование, как базы для непрерывного экологического образования детей;
- воспитание у школьников любви и бережного отношения к объектам живой природы.
1.4. Организацию и проведение конкурса осуществляет муниципальное учреждение дополнительного образования «Вейделевская районная детская станция юных натуралистов» (далее – МУ ДО «Вейделевская РДСЮН»), в рамках Всероссийского заочного смотра-конкурса учебно-опытных участков образовательных учреждений.
1.5. Общее руководство конкурса осуществляет организационный комитет с правами жюри (далее – оргкомитет), который утверждает критерии оценки конкурсных материалов, подводит итоги конкурса.
2. Участники конкурса
2.1. В конкурсе участвуют средние и основные общеобразовательные школы.
2.2. Повторное участие в конкурсе возможно через три года.
3. Сроки, порядок и условия проведения конкурса
3.1. Конкурс проводится один раз в два года.
3.2. Муниципальный этап включает в себя проведение следующих мероприятий:
- организация образовательной и практической сельскохозяйственной деятельности с детьми и подростками на УОУ образовательных организаций;
- отбор опыта работы лучших образовательных организаций в номинации «УОУ общеобразовательного учреждения села».
3.3. Все конкурсные материалы оцениваются по установленным показателям и критериям оценки (приложение 1).
3.4. Для участия в муниципальном этапе конкурса руководители образовательных организаций района до 4 сентября 2015 года направляют в адрес организационного комитета (308720, п.Вейделевка, ул. Центральная, д.43-А, МУ ДО «Вейделевская РДСЮН») следующие материалы:
- конкурсные материалы, представленные в форме описания опыта работы и письменного отчета о деятельности образовательного учреждения на УОУ, оформленного в соответствии с требованиями к оформлению конкурсных материалов (приложение 2);
- аналитическую справку о состоянии деятельности на УОУ в образовательной организации района;
- анкету-заявку на каждого участника (приложение 3).
3.5. Конкурсные материалы не возвращаются и могут использоваться в качестве методических материалов.
4. Жюри конкурса
4.1. Жюри проводит экспертную оценку поступивших работ, подводит итоги, определяет победителей и призёров конкурса в каждой номинации.
4.2. Жюри вправе принимать решение об изменении числа призовых мест в номинациях.
5. Подведение итогов конкурса
5.1. Победители и призёры по номинациям награждаются грамотами управления образования администрации Вейделевского района.
5.2. Жюри вправе принимать решение об изменении числа призёров .
Приложение 1
№№ п/п Показатели смотра-конкурса УОУ Критерии оценки
(в баллах) Оценка
(в баллах)
1. Документация УОУ (должна быть утверждена администрацией и заверена печатью учреждения) 0-10
(общее число баллов)
1.1 Положение УОУ (с учетом типа образовательного учреждения, географических и экономических условий) 0-5
1.2 Паспорт УОУ, подробный план работы в конкурсном году, карта-схема УОУ, технологическая карта по выращиванию сельскохозяйственных культур, план разведения животных в уголке живой природы, экологическое состояние УОУ, календарный план опытнической работы с растениями и животными и др. 0-3
1.3 Охрана труда школьников (инструкция по технике безопасности при работе с сельскохозяйственными орудиями, правила поведения и культуры труда, санитарно-ветеринарные требования и нормы, регламентирующие содержание животных в уголке живой природы, в том числе разработанные в регионе) 0-2
2. Материально-техническое обеспечение УОУ 0-15
(общее число баллов)
2.1 Земельная площадь УОУ (в га), структура отделов, их назначение и размеры, зеленый класс, беседка теплица, парники и др. 0-4
2.2 Малая механизация (наименование, год приобретения, количество, назначение) 0-3
2.3 Сельскохозяйственный инвентарь, оборудование, приборы и др. для проведения опытнической работы (наименование, назначение) 0-3
2.4 Географическая площадка, подсобные помещения 0-4
2.5 Водоснабжение и ограждение 0-1
3. Уголок живой природы 0-50
(общее число баллов)
3.1 План-схема размещения специализированных помещений, их размеры 0-10
3.2 Наличие рабочей документации: положение об уголке живой природы с учётом типа образовательного учреждения; инструкции по содержанию животных и по уходу за ними, по технике безопасности; документы, содержащие санитарно-ветеринарные требования и нормы, регламентирующие содержание животных в уголке; план работы на конкурсный год; паспорт уголка живой природы*. 0-3
3.3 Организация образовательной деятельности: образовательные программы, раскрывающие использование уголка живой природы в образовательной деятельности; деятельность детских объединений: экскурсионная, экспериментальная исследовательская работа с учащимися; методические материалы (разработки, рекомендации, пособия); другие виды образовательных документов. 0-12
3.4 Практические результаты работы уголка живой природы: достижения в области содержания и разведения разных видов животных и растений; количество и тематика проведённых исследований, экспериментов с растениями и их результаты; количество и тематика проведённых экскурсий в уголках живой природы; перечень опубликованных методических рекомендаций и разработок по организации работы живого уголка, формах и методах образовательной деятельности на его базе; публикация в средствах массовой информации на основе опыта работы уголка живой природы; другое. 0-12
3.5 Многообразие видового состава животных и растений. 0-3
3.6 Дневники наблюдений опытов, исследований. 0-5
3.7 Дизайнерское решение уголка живой природы (эскизы, макеты, фотоматериалы). 0-5
4. Содержание работы и организация образовательной деятельности 30
(общее число баллов)
4.1 Организация УОУ (характеристика отделов УОУ, их вариативность, ассортимент растений, дизайнерское оформление уголка живой природы, видовой состав животных, условия их содержания) 0-8
4.2 Организация учебно-опытнической работы на УОУ (наличие внешних связей с НИИ, фермерскими хозяйствами, производственными объединениями и др., тематика опытов с растениями и животными, их количество, из них по заданию сельскохозяйственных организаций, результативность, их внедрение на поля УПБ) 0-8
4.3 Наличие детских объединений сельскохозяйственного, зоологического и экологического направлений (наименование объединений, цель и задачи, срок и количество обучающихся) 0-5
4.4 Реализация образовательных программ в детских объединениях сельскохозяйственного и экологического направления (наличие программ по растениеводству, агрохимии, зоологии, животноводству, экологии и др., тип программы, указать автора, возраст, срок обучения и период реализации, их методическое обеспечение) 0-5
4.5 Социально–культурная деятельность (акции по экологии, благоустройству и озеленению парковых территорий, экскурсионные программы, экологические тропы и др.) 0-4
5. Рациональное использование возможностей УОУ, итоги работы 30
(общее число баллов)
5.1 Фактические цифровые показатели результатов работы в конкурсном году по сравнению с предыдущим годом (наименование, количество, выращенной сельскохозяйственной продукции, урожайность, заготовлено для школьной столовой и др.) 0-8
5.2 Хозрасчетная деятельность 0-5
5.4 Благотворительная помощь (обеспечение цветочной и овощной рассадой детских садов, образовательных учреждений, ветеранов, пенсионеров и др.) 0-3
5.5 Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для использования на занятиях в детских объединениях 0-5
5.6 Участие в международных, всероссийских, региональных массовых мероприятиях (слетах, смотрах, конкурсах, конференциях, выставках, акциях, их результативность) 0-6
5.7 Публикация в научных журналах, СМИ, репортажи по радио и телевидению 0-3
6. Оформление конкурсных материалов 0-15
(общее число баллов)
6.1 Полнота и качество представленных материалов 0-8
6.2 Степень обеспечения наглядно-иллюстративными материалами 0-4
6.3 Содержание и качество видео материалов 0-3
Максимальная оценка 150
*Примерный паспорт уголка живой природы прилагается.
Приложение 2
Требования к оформлению конкурсных материалов
1. Структура конкурсных материалов
1.1. Структура конкурсных материалов включает:
- титульный лист с обязательным указанием названия образовательного учреждения, района, при котором находится УОУ, фамилии, имени, отчества (полностью) директора образовательного учреждения и заведующего УОУ.
- содержание с указанием страниц в соответствии с показателями конкурса УОУ.
1.2. Конкурсные материалы сопровождаются аналитической справкой об итогах проведения муниципального этапа конкурса, где раскрывается общее состояние деятельности УОУ и других трудовых объединений сельскохозяйственной направленности в образовательных учреждениях района/города (в соответствии с номинациями конкурса) с использованием статистических данных, количественных показателей работы. Отдельно прилагается краткая характеристика содержания работы победителей муниципального этапа.
1.3. Конкурсные материалы представляются в форме отчетов, оформленных в соответствии с показателями конкурса.
1.4. Каждый пункт показателей конкурса должен сопровождаться полной, достоверной информацией о работе УОУ и подтверждаться статистическими данными, количественными показателями результатов работы, а так же фотографиями.
2. Оформление конкурсных материалов
2.1.Текст конкурсных материалов должен быть набран на компьютере (формат листа А-4, шрифт 12, междустрочный интервал 1.5).
2.2. Материалы должны быть качественно оформлены и обеспечены наглядно-иллюстративным материалом (фотографии, диаграммы, карты, схемы, рисунки, гербарии, коллекции, дидактический материал и др.), представленные видео материалы должны быть качественными, продолжительностью не более 15 минут.
2.3. Объем конкурсных материалов не ограничен.
Примерный паспорт уголка живой природы
1. Образовательное учреждение_________________________________________________
2. Адрес (почтовый) __________________________________________________________
3. Ф.И.О. директора образовательного учреждения ________________________________
4. Год создания уголка живой природы __________________________________________
5. Местоположение уголка живой природы:
• в здании учреждения
• отдельное помещение
• иное
6. Общая площадь.
7. Площадь специализированных помещений:
• аквариальная;
• крольчатник;
• голубятня;
• другие помещения для содержания животных;
• кормокухня;
• иное хозяйственное помещение.
8. Общее количество животных (особей) и видовой состав:
• млекопитающие;
• птицы;
• рептилии;
• земноводные;
• рыбы;
• беспозвоночные.
9. Количество растений (общее число, видовое название).
10. Наличие и количество образовательных программ, реализующихся на базе уголка живой природы:
• частично;
• полностью.
11. Наличие детских объединений (количество, перечень), работающих на базе уголка живой природы.
12. Наличие отдельных помещений для занятий со школьниками.
13. Экскурсии в уголке живой природы:
• общее количество в течение года;
• охват посетителей;
• тематика экскурсий.
14. Участие в мероприятиях:
• районных;
• областных;
• всероссийских.
15. Сотрудник ответственный за уголок живой природы (ФИО, должность)
Дата заполнения _____________ ______________________
(подпись) |