В соответствии с планами работы управления образования администрации Вейделевского района на 2015 – 2016 учебный год и с целью активизации творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы школьников, вовлечения их в исследовательскую и иную творческую деятельность в различных областях науки и культурно-исторического прошлого в период с с 26 октября 2015 г. по 25 ноября 2015 г. муниципальный этап юниорского лесного конкурса «Подрост» (далее - Конкурс).
Приложение № 2
к приказу управления образования
от «23» октября 2015 г. № 596
ПОЛОЖЕНИЕ
о муниципальном этапе Всероссийского юниорском лесном конкурсе «Подрост»
(«За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»)
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Муниципальный этап Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам») (далее - Конкурс) проводится в рамках областного Фестиваля «Наука. Творчество. Развитие».
- Цель Конкурса - привлечение обучающихся образовательных организаций России к работе по изучению лесных экосистем и практической природоохранной деятельности, направленной на расширение и углубление знаний, приобретение умений и навыков по лесной экологии, лесоводству и методам защиты леса, уходу и восстановлению лесов, способствующих их экологическому воспитанию, эколого-лесохозяйственному образованию и профессиональному самоопределению.
- Задачи Конкурса:
- подведение итогов деятельности школьных лесничеств и других творческих объединений обучающихся, ведущих природоохранную, учебноисследовательскую и эколого-просветительскую работу, направленную на сохранение лесов;
- выявление и поощрение обучающихся, принимавших практическое участие в природоохранной работе, имеющих специальные экологические и лесохозяйственные знания, навыки, способности; а также руководителей творческих объединений, успешно использующих инновационные методы в образовательной деятельности с обучающимися;
- выявление, развитие и профессиональное самоопределение одарённых детей и молодёжи в области эколого-лесохозяйственного образования;
- обмен опытом работы по организации и содержанию деятельности школьных лесничеств.
-
- УЧАСТНИКИ КОНКУРСА
- В Конкурсе могут принимать участие обучающиеся образовательных организаций Белгородской области (учащиеся общеобразовательных организаций в возрасте от 14 до 18 лет на период проведения финала и студенты профессиональных образовательных организаций лесотехнического профиля в возрасте от 14 лет до 21 года), а также руководители школьных лесничеств (педагогические работники, специалисты лесного хозяйства и природоохранных организаций).
- В номинациях Конкурса, предназначенных для обучающихся (учащихся и студентов), допускается только индивидуальное участие. Замена участников в ходе Конкурса не допускается.
- Студенты профессиональных образовательных организаций, обучающиеся по специальностям, не связанным с лесотехническим профилем, могут участвовать в номинациях «для учащихся».
- ПОРЯДОК И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
- Конкурс рассматривается как мероприятие, проводимое в рамках квоты целевого приёма в соответствии с порядком приёма, установленным в соответствии со статьей 56 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
- Конкурс проводится по следующим номинациям:
для учащихся общеобразовательных организаций:
- «Лесоведение и лесоводство» (рассматриваются исследовательские работы, посвящённые лесной типологии, возобновлению и формированию леса, влиянию на лес рекреационной нагрузки, рубок ухода, лесных пожаров и др., восстановлению леса после рубок главного пользования, эффективности лесовосстановительных мероприятий, разведению лесных культур и др.);
- «Экология лесных животных» (рассматриваются исследовательские работы, посвящённые лесной фауне, экологии и поведению птиц, насекомых и других обитающих в лесу животных, в т.ч. вредителей леса; изучение эффективности биологических способов защиты леса (привлечение энтомофагов) и др.);
- «Экология лесных растений» (рассматриваются флористические и геоботанические исследования лесных экосистем; изучение экологических и биологических особенностей видов лесных растений, грибов, лишайников);
- «Практическая природоохранная деятельность» (рассматриваются практические, социально-значимые проекты, связанные с охраной лесов от пожаров, организацией и проведением разнообразных природоохранных акций, защитой леса от вредителей и болезней, пропагандой знаний о лесе, популяризацией лесных профессий и деятельности по сохранению лесов);
для руководителей школьных лесничеств:
- школьные лесничества в условиях модернизации образования и лесного хозяйства (представление опыта (в т.ч. инновационного) работы региона, учреждения, руководителя объединения по организации и содержанию деятельности школьных лесничеств, направленного на развитие интересов и профессиональное самоопределение детей и молодёжи).
- Конкурсные работы должны быть оформлены в соответствии с требованиями (Приложение 1) и представлены в следующих формах:
- учебно-исследовательская работа по номинациям - «Лесоведение и лесоводство», «Экология лесных животных», «Экология лесных растений», «Подготовка к профессиональной деятельности в лесном хозяйстве» (выполняется индивидуально);
- практический природоохранный, социально-значимый проект в номинации «Практическая природоохранная деятельность» (выполняется индивидуально);
- описание опыта работы (выполняются участниками номинации «Школьные лесничества в условиях модернизации образования и лесного хозяйства»).
- Конкурс проводится в три этапа:
- – муниципальный этап – октябрь – ноябрь 2014 г.
- - региональный (заочный) этап - ноябрь 2014 г.
- - региональный (очный) этап - декабрь 2014 г.
- От каждого муниципального района/городского округа на региональный (заочный) этап муниципальные органы управления образованием направляют не более 6 конкурсных работ победителей регионального этапа Конкурса (по одной в каждую номинацию).
- Вместе с конкурсной работой высылаются:
- аннотация;
- протокол по итогам муниципального этапа Конкурса;
- анкета-заявка (Приложение 2).
- Отправка конкурсных материалов на региональный (заочный) этап проводится в соответствии с приказом департамента образования Белгородской области «О проведении областного фестиваля «Наука. Творчество. Развитие», п.5.2. (Приложение 9, 10) с указанием «Конкурс «Подрост - 2015».
3.8. Конкурсные работы на региональном (заочном) этапе оцениваются в соответствии с критериями (Приложение 3).
3.9. По итогам оценки конкурсных работ на региональном заочном этапе определяются участники очного этапа. Информация о составе участников очного этапа размещается на сайте Белгородского областного детского эколого-биологического центра (www.belecocentr.ru).
3.10 Итоги Конкурса подводятся по результатам регионального очного этапа. На очном этапе Конкурса участники защищают учебно-исследовательские работы, практические природоохранные проекты и представляют опыт работы на соответствующих секциях - и оцениваются в соответствии с критериями (Приложение 4).
3.11. На Конкурс не принимаются работы в случаях, если: содержание - представленной работы не соответствует тематике Конкурса;
- оформление конкурсных материалов не соответствует требованиям Конкурса (см. Приложение 1);
- представленная работа получала одно из призовых мест на других конкурсах областного, всероссийского уровней, проведённых в предыдущем и текущем годах;
- выявлено наличие плагиата;
- автор работы не соответствует возрастной категории, к которой отнесена номинация.
3.12. Работы, присланные на Конкурс, не возвращаются.
3.13. Работы участников Конкурса (тезисы работ или фрагменты работ) могут быть опубликованы в сборниках лучших работ с сохранением авторских прав
4. РУКОВОДСТВО КОНКУРСОМ
4.1 Общее руководство по подготовке и проведению Конкурса осуществляет Оргкомитет.
Оргкомитет:
- утверждает состав жюри регионального Конкурса, победителей и призёров финала Конкурса и программу его проведения;
- принимает конкурсные работы для участия в региональном заочном этапе, проводит окончательное распределение их по номинациям в соответствии с содержанием материалов (пункт 3.2) и организует работу по отбору очного этапа;
- размещает итоговые сведения на сайте Белгородского областного детского эколого-биологического центра (www.belecocentr.ru);.
Для подготовки и проведения регионального этапа Конкурса создаются соответствующие оргкомитеты на местах.
- Жюри Конкурса:
- оценивает конкурсные работы участников регионального заочного и очного этапов в соответствии с критериями (Приложения 3, 4);
- определяет победителей и призёров в каждой из номинаций Конкурса по среднему баллу всех членов жюри.
4.3. Решение жюри по каждой номинации Конкурса оформляется протоколом и утверждается председателем жюри.
Приложение 1
Требования к оформлению конкурсных работ
- Общие требования к конкурсным работам
- Каждая конкурсная работа должна сопровождаться отдельной анкетой-заявкой, заполняемой автором (Приложение 2).
- Все текстовые материалы должны быть написаны на русском языке (при необходимости с использованием латинских названий видов), отпечатаны на пишущей машинке или (при компьютерном наборе) напечатаны на принтере. Электронный вариант возможен лишь как дополнение к печатному тексту. В приложениях возможно представление разборчиво написанного рукописного текста. Листы конкурсных материалов должны быть надёжно скреплены степлером, в скоросшивателе и т.п. и пронумерованы. Формат — не более А-4.
- Дополнительные наглядные материалы к работам (гербарии, зоологические коллекции и т.д.) не высылаются, участники привозят их на финал. Они должны непосредственно соответствовать теме работы и быть оформлены в соответствии с видом материала. Дополнительные материалы после защиты возвращаются их авторам.
- Учебно-исследовательская работа должна содержать:
- титульный лист, на котором обязательно указываются: название образовательной организации, при которой выполнена работа; регион и населенный пункт; название детского объединения; номинация, тема работы; фамилия, имя, отчество автора; класс; фамилия, имя, отчество, должность и место работы руководителя работы (полностью) и консультанта (если имеется), год выполнения работы;
- оглавление, перечисляющее нижеупомянутые разделы;
- введение, где необходимо сформулировать проблематику; цель и задачи работы; обосновать её актуальность; провести краткий обзор литературных источников по проблеме исследования; указать место и сроки проведения исследования; дать физико-географическую характеристику района исследования;
- методику исследования (описание методов сбора, первичной и статистической обработки материала);
- результаты исследований и их обсуждение. Желательно использование таблиц, графиков и т.п.;
- выводы (краткие ответы на вопросы, поставленные в задачах);
- заключение, где могут быть отмечены лица, помогавшие в выполнении работы, намечены дальнейшие перспективы работы и даны практические рекомендации, проистекающие из данного исследования;
- список использованной литературы, оформленный в соответствии с правилами составления библиографического списка. В тексте работы должны быть ссылки на использованные литературные источники.
Фактические и числовые данные, имеющие большой объём, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть вынесены в конец работы - в приложения. Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них.
Картографический материал должен иметь условные обозначения, масштаб.
Объём работы не ограничен.
К учебно-исследовательским работам должны прилагаться тезисы (1-2 страницы, шрифт 12 или крупнее через 1,5 интервала). В «шапке» тезисов следует указать название работы; фамилию, имя, класс автора; название образовательной организации, при которой выполнена работа; фамилию и.о. руководителя, название региона (субъект РФ, населённый пункт).
- Практический природоохранный проект включает:
- титульный лист с указанием (сверху вниз) названия организации и объединения; название работы; фамилии и имени (полностью) автора, класс; фамилии, имена и отчества (полностью) руководителя и консультанта (если имеются); год выполнения работы;
- оглавление, перечисляющее разделы;
- введение, где необходимо указать проблему, которую решает
проект; обосновать ее актуальность, цель и задачи работы;
- этапы и механизмы его реализации;
- результаты по его реализации;
- практическая значимость.
Желательно иметь в приложении наглядный материал (по усмотрению автора), раскрывающий содержание всех этапов реализации проекта.
- Описание опыта работы региона, организации, руководителя школьного лесничества должно иметь:
Титульный лист с указанием фамилии, имени и отчества автора, полного названия коллектива или организации, полного почтового адреса и других координат, года представления опыта.
Содержание включает в себя следующее:
- краткую историю вопроса, на решение которого было направлено действие (региона, организации, руководителя детского объединения);
- характеристику условий, в которых создавался опыт;
- описание и анализ того нового, оригинального, что есть в практике создателя опыта (показать в динамике);
- изложение достигнутых результатов и перспективы на дальнейшую работу.
Приложение к описанию опыта работы может включать: образовательные программы дополнительного образования детей соответствующие тематике Конкурса; разные виды методической продукции (рекомендации, пособия, имитационные игры, разработки массовых мероприятий и др.).
Объём текста описания опыта работы не должен превышать 20 страниц. Желательно наличие иллюстративных материалов (схемы, таблицы, графики фотографии, публикации и пр. - форматом не более А-4).
Требования к материалам, прилагаемым к работе:
- Образовательная программа дополнительного образования детей должна соответствовать тематике Конкурса и Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей.
- Методические материалы (методические пособия, рекомендации, разработки мероприятий, сообщения об инновационных формах и методах экологического образования и т.п.) могут быть оформлены в любой произвольной форме, удобной для исполнителя. Главное требование к ним - информативность и степень востребованности.
- Требования к протоколам по итогам регионального этапа Конкурса
Вместе с конкурсными работами и анкетами-заявками представляется протокол по итогам регионального этапа Конкурса, который оформляется в свободной форме и утверждается подписью председателя оргкомитета и гербовой печатью. В числе обязательных сведений в протоколе должны быть указаны:
- организация, осуществляющая организацию и проведение регионального этапа Конкурса: полное название (по уставу), почтовый адрес, номер телефона/факса, e-mail для контакта;
- Ф.И.О. и должность сотрудника, ответственного за проведение Конкурса;
- численность участников регионального этапа;
- сведения о победителях номинаций: фамилия, имя, отчество (полностью); класс/курс и место учебы (для обучающихся); должность и место работы (для педагогов); название конкурсной работы.
Приложение 2
АНКЕТА-ЗАЯВКА
на участие в муниципальном этапе Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост»
(«За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»)
(заполняется автором)
- Название работы: _____________________________________________________ ___
_________________________________________________________________________
- Предполагаемая номинация:_____________ _______________________________
- Фамилия, имя, отчество автора (полностью) ______________________________
_______________________________________________________________________
- Статус автора: обучающийся / педагог (ненужное зачеркнуть) _______________
- Дата рождения (число, месяц, год): ______________________________________
- Домашний адрес (с индексом), e-mail, телефон (с кодом) ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Место учебы (образовательная организация, класс, курс) или работы (организация, должность)
Организация, на базе которой выполнена конкурсная работа
- полное название (по уставу)________________________________________________
- адрес с индексом ________________________________________________________
- телефон, факс (с кодом)__________________________________________________
- e-mail_________________________________ сайт ____________________________
- Точное название объединения обучающихся (школьное лесничество, кружок, клуб и
т.п.) ______________________________________________________________________
- Фамилия, имя, отчество руководителя работы, его место работы и должность, учёная степень и звание (если имеются) _______________________________________
__________________________________________________________________________
Контактные данные руководителя (e-mail, телефон с кодом
- Консультант работы (если имеется)
- Согласие на публикацию: да / нет (нужное подчеркнуть)
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152- ФЗ «О персональных данных» даю согласие в течение 5 лет использовать мои вышеперечисленные данные для составления списков участников Конкурса, опубликования списков на сайте, создания и отправки наградных документов Конкурса, рассылки конкурсных материалов, использования в печатных презентационных/методических материалах Конкурса, предоставления в государственные органы власти, для расчёта статистики участия в Конкурсе, организации участия в выставках.
Дата заполнения «_____» ______________ 20____г.
Подпись руководителя
Приложение 3
Критерии оценки конкурсных работ на региональном (заочном) этапе
- Учебно-исследовательские работы:
• Соблюдение представленного материала требованиям к оформлению исследовательских работ;
• Актуальность выбранной темы и её обоснование, новизна работы;
- Постановка цели и задач;
- Теоретическая проработка темы исследования: глубина проработанности и осмысления материала, использование литературы;
• Обоснованность применения методики исследования, полнота её изложения;
- Полнота и достоверность собранного и представленного материала;
- Качество представления, наглядность результатов исследования;
- Анализ и обсуждение результатов. Обоснованность и значимость выводов;
- Научное, практической, образовательное значение проведённой исследовательской работы.
- Практический природоохранный проект
• Соблюдение представленного материала требованиям к оформлению проекта;
- Актуальность выбранной темы проекта и её обоснование;
- Постановка цели и задач, их соответствие теме проекта;
- Теоретическая проработка темы проекта;
- Оригинальность технологии реализации проекта, наличие самостоятельного взгляда автора на решаемую проблему;
• Грамотность и логическая последовательность реализации проекта;
- Степень реализации проекта;
- Практическая значимость проекта.
- Описание опыта работы:
• Соблюдение представленного материала требованиям к оформлению описания опыта работы;
- Актуальность представленного опыта работы;
• Постановка цели и задач, их соответствие актуальности представленного опыта работы;
- Обоснование представленного опыта работы;
• Оригинальность технологии в реализации плана (или программы) работы;
• Грамотность и логичность в последовательности реализации плана (или программы) работы;
• Степень программно-методического обеспечения представленного опыта работы;
- Практическая значимость представленного опыта работы.
Приложение 4
Критерии оценки конкурсных работ на финальном (очном) этане
- Учебно-исследовательские работы:
- Обоснование актуальности проведённого исследования;
- Постановка цели и задач;
- Полнота изложения методики и обоснованность её применения;
• Достаточность собранного материала для получения результатов и выводов;
• Качество, чёткость и наглядность представленных результатов исследования;
• Формулировка заключения или выводов, соответствие их цели и задачам работы;
• Качество доклада (чёткость его построения, соблюдение регламента, доступность изложения);
• Творческий подход, самостоятельность и активность исследователя;
- Степень владения материалом, ответы на вопросы;
- Практическая значимость проведённого исследования.
- Практические природоохранные проекты:
• Актуальность и важность проблемы для села, района, города, региона и др.;
- Степень обоснованности проекта по избранной проблеме;
- Практическая значимость предлагаемой программы действий;
- Степень реализации программы действий;
• Творческий подход, самостоятельность и активность в реализации проекта;
• Качество содержания презентации (информативность, чёткость его построения, соблюдение регламента, доступность изложения);
- Наглядность представленных материалов по реализации проекта;
- Степень владения материалом, ответы на вопросы.
- Описание опыта работы:
• Актуальность и важность опыта в условиях модернизации образования и лесного хозяйства;
- Длительность формирования опыта;
- Сущность и технология опыта {система форм, методов, приёмов работы; описание и анализ инновационных форм и технологий);
- Достигнутые результаты, перспективы дальнейшего развития;
- Практическая значимость результатов работы;
• Качество содержания презентации (информативность, чёткость его построения, соблюдение регламента, доступность изложения);
- Наглядность представленных материалов работы;
• Степень владения материалом, ответы на вопросы.