Вовлечение родителей в проектную и исследовательскую деятельность по изучению родников
Селина Л.А., педагог доп.образования п.Вейделевка
Экологическое воспитание реализуется в различных социальных институтах, но наиболее важным из них для формирования экологической культуры ребёнка всё же является семья. Формирование ответственного отношения к природе - сложный процесс, успех которого во многом зависит от взаимной деятельности семьи, школы, системы дополнительного образования.[1] Именно в семье закладываются основные стереотипы поведения ребенка. Бережное, уважительное отношение ребенка к родникам как к части природы родного края, рационального водопользования в значительной степени будет обуславливаться отношением к природе его ближайших родственников. Считаем, что экологическое воспитание в современном обществе не может проходить без участия родителей. Образовательные учреждения, особенно станция юннатов, организуют массовую повседневную социально-полезную, проектно-исследовательскую деятельность направленную на формирование экологической грамотности и экологических ценностей семьи и общества. Проект «Святые источники Белгородской области» как нельзя лучше отвечает этим требованиям. В Вейделевском районе насчитывается более 100 родников, ключей, источников, колодцев. Многие из них - православные святыни, например, «Крейдянка» в п. Вейделевка, колодец «Неупиваемая чаша» в п. Викторополь, колодец «Купель» в селе Белый Колодезь. Но даже тот родник, что не имеет славного прошлого - все равно род-ник. Он течет на твоей родине. Отсюда пошел твой род. Это - наша связь с прошлым, с землей наших предков. В рамках проекта «Святые источники Белгородской области» педагогами станции юных натуралистов в проектно - исследовательскую деятельность по изучению родников Вейделевского района были вовлечены обучающиеся разных возрастных категорий совместно с их родителями. Среди обучающихся станции юных натуралистов есть дошкольники. Эта категория обучающихся часто оказывается незадействованной в проектно- исследовательскую деятельность в виду возрастных особенностей. Однако, в проект «Святые источники Белгородской области» мы вовлекли обучающихся младшего звена предельно максимально через работу с родителями. Обучающимися среднего звена изготовлены буклеты о родниках Вейделевского района. С разрешения администрации детского сада №1 п. Вейделевка эти буклеты были вывешены в учреждении в качестве рекламы. Далее, среди родителей провели анкетирование с целью выявления вопросов, заинтересовавших детей в рамках проекта о родниках. На основе результатов анкетирования родителям было предложено поучаствовать в различных исследовательских конкурсах и проектах совместно с детьми. На первом этапе проекта нами было проведено специальное родительское собрание с целью: - познакомить с проектом «Святые источники Белгородской области»; - разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней; - приобщить родителей к процессу формирования у детей ценностного отношения к природному окружению и родникам как части прироы.; На собрании родителям предложили рекомендации-памятки. Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ребенка, и для родителя. При этом следует помнить, что родители недолжны брать на себя большей части работы над проектом или исследовательской работой, иначе губится сама идея метода проектов и исследования. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности обучающихся при выполнении ими проектной и исследовательской деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Проект подразумевает самостоятельную деятельность обучающегося, однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. Не следует забывать, что родители играют роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку! Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов: - выбор темы проекта; - выдвижение первоначальных идей; - выбор лучшей идеи; - планирование проектной деятельности; - оценка и самооценка проекта; - презентация проекта. Рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта? На первом этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей: - помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей; - записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце(благоустройство родника, проект «Что такое в сказках «живая вода» и «мёртвая вода» ?», проект «Что такое родник?» и т.д) Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы. Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор. Формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта( разработка проекта благоустройства родника ,разработка проекта атласа-путеводителя для малышей, разработка аншлагов в защиту родников и т.д.) При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы. На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой. Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана. Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы - изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет. На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле. По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением. И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей. В рамках проекта «Святые источники» было выполнено несколько проектов и исследовательских работ, конкурсов, в которых принимали участие и дети младшего школьного возраста. Силы ребёнка невелики - пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела. Например, проект «Чем могу, тем помогу». В этом проекте дети отправлялись к родникам и по мере своих возможностей старались их обустроить. Один мальчик нашел с мамой заброшенный родник в лесу. Вместе они очистили его от мусора, сухих веток, жестяных банок. Всего собрали около 5 кг мусора. Поставили табличку, что здесь течёт родник. На окраине села Клименки у заброшенного родника обучающийся с папой отремонтировали покосившуюся лавочку, очистили его от мусора. В конкурсе исследовательских работ «Я - юный исследователь» обучающиеся собирали информацию о том, что такое «родник»; какая в нем вода; откуда она появляется; в чем отличие морской воды и пресной, кипяченой и сырой и т.д.; Родители помогали детям в организации экскурсии к роднику, оформлении работ, составлению презентаций, подготовке к их защите. Все активные участники конкурса награждены грамотами станции юных натуралистов. Сколько былин, легенд, сказов, поверий связано с водой. Есть вода - есть жизнь. К участию в конкурсе «Легенды о родниках » дети привлекли своих бабушек и дедушек, которые рассказали им об интересных историях, связанных с возникновением источников и родников. Например, глоток родниковой воды подносили тем, кто уходил на войну - чтобы назад к родному порогу вернулись. Помогли сочинить сказку или стихотворение (с учётом возраста ребёнка) о роднике, оформить её и проиллюстрировать рисунком совместным или выполненным самим ребёнком. В конкурсе - фотовыставке «Моя семья на роднике» (создание фотоальбома) обучающиеся и их родители приняли участие с большим интересом. Каждый, принимавший участие родитель отправился со своим ребёнком к роднику, сфотографировали родник, ребенка рядом с родником, с мамой и папой, членами семьи. Многие родители помогли описать место, где они нашли родник. Собранную информацию родители присылали на станцию юных натуралистов по электронной почте, звонили по телефону. В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию "семья”.
Список литературы: 1. Фасхутдинова, Р. К. Семейное экологическое воспитание. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/semeinoe-ekologicheskoe-vospitanie.