Движение педагогов-новаторов сформировалось в начале 1980-х годов. Его основой стали многие движения , такие как : коммунарское движение, мемориальные движения школ Монтессори, движение летних школ, многие новаторские педагогические инициативы советских педагогов (например, А. Тубельского, А. Караковского, Ш. Амонашвили, Е. Бондаревской, И. Волкова, Е. Ильина, С. Лысенкова и многих других).
Идея движения распространялись через семинары, учебные лагеря, открытые мастер-классы, где демонстрировались элементы авторских программ новаторов. Большую роль в распространении движения сыграла государственная политика в эпоху перестройки, когда делались передачи на ТВ, печатались книги, издавались статьи о наиболее ярких новаторских инициативах — В. Шаталова (методика опорных конспектов), М. Щетинина (методика погружений), О. Газмана (базовая культура и самоопределение личности) и других.
Причиной появления движения стал ответ на кризис образовательной системы при переходе от индустриальной к постиндустриальной фазе развития общества. Фазовый переход требовал изменений в основном психотипе, формируемом образовательной системой. Общество уходило от ‘конвейерных’ методов в образовании, формирующих исполнителей, и требовало изменений в системе образования для заполнения предпринимательской ниши, просторы которой были открыты во времена перестройки. Основные прорывы движение сделало именно в области создания новых образовательных (не воспитательных) методик. Были выработаны новые подходы к преподаванию: межпредметные курсы и погружения, образовательные тренинги, дидактические ролевые игры, направленные на организацию деятельности, проектные методики, интегрированные уроки, исследовательские лаборатории по разным предметам, преподавание через компьютер, тьюторство, новые подходы к оценке учебного процесса, разные типы олимпиад и т.д.
Сформировались новые задачи образования: развитие мышления в замен энциклопедичности, развитие коммуникативности, толерантности, способности принимать решения и нести ответственность, способности работать в межпредметных областях, быстро ориентироваться в информационных потоках, умение работать в команде проектным способом, умение оформить и предъявить результат, освоение текстовой культуры и иных гуманитарных технологи. Освоены новые методы мотивации детей в учебном процессе: исследовательский тип, конструкторский, игровой, клубный и другие. |