Четверг, 19.07.2018, 23:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Вовлечение родителей в проектную и исследовательскую деятельность по изучению родников
[ Скачать с сервера (14.0 Kb) ] 10.06.2013, 09:58
Вовлечение родителей в проектную и исследовательскую деятельность по изучению родников

Селина Л.А., педагог доп.образования
п.Вейделевка

            Экологическое воспитание реализуется в различных социальных институтах, но наиболее важным из них для формирования экологической культуры ребёнка всё же является семья. Формирование ответственного отношения к природе  -  сложный процесс, успех которого во многом зависит от взаимной деятельности семьи, школы, системы дополнительного образования.[1]
          Именно в семье закладываются основные стереотипы поведения ребенка. Бережное, уважительное отношение ребенка к родникам как к части природы родного края, рационального водопользования в значительной степени будет обуславливаться отношением к природе  его ближайших родственников.
          Считаем, что экологическое  воспитание в современном обществе не может проходить без участия  родителей.  Образовательные учреждения, особенно станция юннатов, организуют массовую повседневную социально-полезную, проектно-исследовательскую деятельность направленную на формирование экологической грамотности и экологических ценностей семьи  и общества. Проект «Святые источники Белгородской области» как нельзя лучше отвечает этим требованиям.
          В Вейделевском районе  насчитывается более 100 родников, ключей, источников, колодцев. Многие из них - православные святыни, например, «Крейдянка»  в п. Вейделевка, колодец «Неупиваемая чаша» в п. Викторополь, колодец «Купель» в селе Белый Колодезь. Но даже тот родник, что не имеет славного прошлого - все равно род-ник. Он течет на твоей родине. Отсюда пошел твой род. Это - наша связь с прошлым, с землей наших предков.
          В рамках  проекта «Святые источники Белгородской области» педагогами станции юных натуралистов в проектно - исследовательскую деятельность по изучению родников Вейделевского района были вовлечены обучающиеся разных возрастных категорий совместно с их родителями.
Среди обучающихся станции юных натуралистов есть дошкольники. Эта категория обучающихся часто оказывается незадействованной в  проектно- исследовательскую деятельность в виду возрастных особенностей.  Однако, в проект «Святые источники Белгородской области» мы вовлекли обучающихся младшего звена предельно максимально через работу с родителями. Обучающимися среднего звена  изготовлены буклеты о родниках Вейделевского района. С разрешения администрации детского сада №1 п. Вейделевка эти буклеты были вывешены в учреждении в качестве рекламы. Далее, среди родителей провели анкетирование с целью выявления вопросов, заинтересовавших детей в рамках проекта о родниках. На основе результатов анкетирования родителям  было предложено поучаствовать в различных исследовательских  конкурсах и проектах совместно с детьми.  
На первом этапе  проекта нами было  проведено  специальное родительское собрание с целью:    
-  познакомить с проектом «Святые источники Белгородской области»;
-  разъяснить  суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней;
- приобщить родителей к процессу формирования у детей ценностного отношения к  природному окружению и родникам как части прироы.;
     На собрании  родителям предложили  рекомендации-памятки.
Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ребенка, и для родителя. При этом следует помнить, что родители недолжны  брать на себя большей части работы над проектом или исследовательской работой, иначе губится сама идея метода проектов и исследования. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности обучающихся при выполнении ими проектной и исследовательской деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Проект подразумевает самостоятельную деятельность обучающегося, однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. Не следует забывать, что родители  играют роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
- выбор темы проекта;
- выдвижение первоначальных идей;
- выбор лучшей идеи;
- планирование проектной деятельности;
- оценка и самооценка проекта;
- презентация проекта.
Рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?
На первом этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:
- помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
- записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце(благоустройство родника, проект «Что такое в сказках «живая вода» и  «мёртвая вода» ?», проект «Что такое родник?» и т.д)
Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы.
Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.
Формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта( разработка проекта благоустройства родника ,разработка проекта атласа-путеводителя для малышей, разработка аншлагов в защиту родников и т.д.)
При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.
На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.
Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана.
Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы - изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет.
   На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.
   По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.
           И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.
    В рамках проекта «Святые источники» было выполнено несколько проектов и исследовательских работ, конкурсов, в которых принимали участие и дети младшего школьного возраста. Силы ребёнка невелики - пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела. Например, проект «Чем могу, тем помогу». В этом проекте дети отправлялись к родникам и по мере своих возможностей старались их обустроить. Один мальчик нашел с мамой заброшенный родник в лесу. Вместе они очистили его от мусора, сухих веток, жестяных банок. Всего собрали около 5 кг мусора. Поставили табличку, что здесь течёт родник.  На окраине села Клименки у заброшенного родника обучающийся с папой отремонтировали покосившуюся лавочку, очистили его от мусора.
     В конкурсе исследовательских работ «Я - юный исследователь» обучающиеся собирали информацию  о том, что такое «родник»; какая в нем вода; откуда она появляется; в чем отличие морской воды и пресной, кипяченой и сырой и т.д.;
Родители помогали детям в организации экскурсии к роднику, оформлении работ, составлению презентаций, подготовке к их  защите. Все активные участники конкурса награждены грамотами станции юных натуралистов.
    Сколько былин, легенд, сказов, поверий связано с водой. Есть вода - есть жизнь. К  участию в  конкурсе «Легенды о родниках » дети привлекли своих бабушек и дедушек, которые рассказали им об интересных историях, связанных с возникновением источников и родников. Например, глоток родниковой воды подносили тем, кто уходил на войну - чтобы назад к родному порогу вернулись. Помогли сочинить сказку или стихотворение (с учётом возраста ребёнка) о роднике, оформить её и проиллюстрировать рисунком совместным или выполненным самим ребёнком.
    В конкурсе - фотовыставке «Моя семья на роднике» (создание фотоальбома) обучающиеся и их родители приняли участие с большим интересом. Каждый, принимавший участие родитель отправился со своим ребёнком к роднику,  сфотографировали  родник, ребенка рядом с родником, с мамой и папой, членами семьи. Многие родители помогли  описать место, где они нашли родник. Собранную информацию родители присылали на станцию юных натуралистов по электронной почте, звонили по телефону.
    В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию "семья”.

Список литературы:
1.    Фасхутдинова, Р. К. Семейное экологическое воспитание. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/semeinoe-ekologicheskoe-vospitanie.


Категория: Мои файлы | Добавил: АДМИНИСТРАТОР
Просмотров: 1523 | Загрузок: 130 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Форма входа
Поиск

Управление образования © 2018

Administrator site "ANTARES_MG"
Конструктор сайтов - uCoz