Суббота, 17.11.2018, 19:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Методическая разработка занятия "Курсы повышения квалификации "Хранители родников"
17.05.2016, 14:43

Управление образования администрации Вейделевского района

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Вейделевская районная детская станция юных натуралистов»

 

Областном конкурсе проектно-исследовательских и творческих работ обучающихся и педагогов

«Живое серебро Белгородчины»

Номинация «Методическая разработка»

 

 

 

 

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

" Курсы повышения квалификации по специальности «Хранители родников»"

(для учащихся  12-15лет)

 

 

Подготовила и провела:

педагог дополнительного

образования высшей квалификационной категории 

                                                                                 Данченко Юлия  Владимировна,

МУ ДО «Вейделевская районная детская станция юных натуралистов»,

309720, Белгородская область,

Вейделевскийрайон ,п. Вейделевка.

 ул. Центральная д.43-а.Т.8(47-237)5-53-83,

 

 

 

Вейделевка , 2016

Объяснительная записка

Цель: возродить чуткое и бережное отношение к родникам, как главному источнику чистой питьевой воды.

Задачи:

образовательная: познакомить учащихся с природой и историей возникновения родников, сформировать представление о родниках Вейделевского края  , привитие ученикам навыков самообразования;

развивающая: привить  обучающимся практические навыки и умения составления паспортов родников и исследования  органолептических показателей воды в родниках;

воспитательная: воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, содействовать развитию сознательного отношения к родникам.

Возраст детей:12-15лет

Метод: словесный

Формы проведения: беседа, игра .

Оборудование :

-ПК, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат; аудиозапись песен о родниках;

- удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации по специальности «Хранители родников»(до 20 шт.);

- стеклянный сосуд-20 шт;

- лист белой бумаги-20 шт;

- прозрачный мерный цилиндр с плоским дном-20 шт;

- воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, колба, исследуемая вода;

- водный термометр;

- универсальный индикатор;

- белые халаты; - ширма.

Оформление: выставка литературы о родниках (в.т.ч. родниках Вейделевского района), плакаты с призывами охраны родников.

Методические советы на подготовительный период: подготовку к мероприятию необходимо начать за две недели до предполагаемого дня проведения мероприятия.

Педагог дополнительного образования :

-подготовить презентацию для проведения обучения слушателей «курсов повышения квалификации по специальности «Хранители родников»»;

 -за две недели до предполагаемой даты проведения мероприятия сообщить детям тему мероприятия ;

- распространить среди обучающихся школ и станции юннатов объявление о проведении «курсов повышения квалификации по специальности «Хранители родников»».

- за день до проведения мероприятия совместно с детьми украшает кабинет.    - рекомендовать детям дома самим или совместно с родителями прочитать дополнительную литературу о родниках.

 - подготовить удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации по специальности «Хранители родников» (до 20 шт.);

-подготовить памятки о пользе родниковой воды ( 30 шт).

Действующие лица: ведущий-педагог дополнительного образования (или учитель), помощники ведущего- лекторы (обучающийся старшей ступени обучения) или педагог дополнительного образования.

Сценарный план:

  1. Организационный момент (сбор детей, настройка на работу на занятии)
  2. Основная часть мероприятия «Курсы повышения квалификации по специальности «Хранители родников»»:

     а. Завязка сюжета занятия

     б. Прохождение обучения

     в. Производственная физминутка

     г.  Прохождение обучения

     д.  Прохождение испытаний.

     3.Рефлексия

     4.Подведение итогов занятия.

Ход  занятия:

1.Организационный момент

       Дети усаживаются в классе, настраиваются на работу на занятии. 2.Основная часть мероприятия «Курсы повышения квалификации по специальности «Хранители родников»»

Приветственное слово педагога, определение целей и задач занятия.

      Педагог:

-Здравствуйте уважаемые слушатели! Экологи, врачи, да и все неравнодушные люди бьют тревогу. По данным Всемирной организации здравоохранения более 80% всех болезней в мире связаны с недостатком воды либо использованием загрязненной воды. Наши почки только за сутки пропускают через себя более 2 тонн воды. А через сердце  проходит в сутки более 7 тонн крови, на 80% состоящей из воды. Какой же идеально чистой должна быть вода, чтобы нормально работал наш организм! Многочисленные исследования показали, что существует достоверная связь между повышенным содержанием в питьевой воде хлорорганических соединений и онкологической заболеваемостью; железа и заболеваемостью желудочно-кишечного тракта и печени; нитратов и заболеваниями кроветворной системы у детей и т.д..

         Современные технологии не гарантируют совершенной очистки питьевой воды. Становится все меньше надежды на хорошую водопроводную воду. И люди все больше обращаются к старым, проверенным многими поколениями источникам питьевой воды — родникам. Родники — это практически единственные, полностью автономные источники питьевой воды. Если, не дай Бог, случится серьезная авария на водопроводе и он надолго выйдет из строя, родники могут оказаться единственными источниками питьевой воды для жителей[ 7]. 

         Педагог: С какой целью вы пришли на сегодняшние курсы?

         Ответы обучающихся: Большая популярность родников, родниковой воды а также увлечение природой и историей родного края, побудили нас к изучению родников. Нам, захотелось самим узнать, как можно больше о родниках.          

         Педагог: Вы экологи, так как обучаетесь в МУ ДО «Вейделевская районная детская станция юных натуралистов», но чтобы работать с родниками вам необходимо пройти курсы усовершенствования квалификации по специальности «Хранители родников» (Слайд№ 1).

 Курсы будут краткосрочными. После прохождения курсов повышения квалификации вы пройдёте испытания и если вы их пройдёте успешно, будите трудоустроены в фирму «Хранители родников» при станции юннатов. И так приступаем.

         Сейчас вы прослушаете историческую информацию. Как говорится «Без прошлого нет настоящего, а без прошлого и настоящего нет будущего!»

Лектор 1(обучающийся): «Святые родники: почитание и гонения» (Слайд№2).

Начнём с того, что вспомним, что имеют в виду под словом «родник»?

Ответы слушателей(обучающихся).

Примерный ответ:

         Ключами или родниками называют естественные выходы подземных вод на поверхность (Слайд№ 3).

Лектор 1(обучающийся): Почитание святых родников на Руси у язычников началось задолго до крещения в 988 году великого князя Владимира, и после него еще дольше продолжалось.  В  «охотничью» эпоху, когда божествами были звери, источники «принадлежали» древнейшей богине плодородия Оленихе.  Она посылала на землю своих оленят с неба из туч, подобно дождю, - и следовательно, была хозяйкой дождя и вообще вод. С переходом в земледельческую эпоху культ Олених заменился поклонением Матери-Земле. Конечно, ей перешли и воды. Еще позже Мать-Земля трансформировалась в народном сознании в богиню Мокошь (Макошь)(Слайд№ 4, №.5).

         Местами поклонения Мокоши были как раз родники и колодцы, в которые девушки в качестве жертвы ей кидали пряжу [ 2, 3]. 

          Но она была не единственной языческой покровительницей и хозяйкой родников. Сам корень слова - «род» - содержит в себе имя одного из древнейших верховных мужских богов – Рода (Слайд№ 6).  Для родников это было весьма почетным и указывало на их особое значение и почитание славянами.

С наступлением христианской эпохи покровителем святых родников  считали Иоанна Крестителя - Ивана Купалы: ведь именно он совершил величайшее таинство Нового Завета, связанное с водами - крещение Спасителя.

Итак, разобрав в общих чертах истоки поклонения и почитания родников, перейдем к их судьбе на Руси христианской. Как правило, святость источника обнаруживалась после явления на нем икон - чаще всего, Божией Матери, иногда - Параскевы Пятницы, Иоанна Крестителя, Николая Чудотворца.  Далее обычно местные жители трижды (реже - единожды) пытались перенести явленный образ в ближайший храм, но он возвращался на источник, и тогда над ним строилась часовня, церковь, а иногда и целый монастырь. Впрочем, если где икону унести с родника и удавалось, его почитание как святого устанавливалось на века(Слайд№ 7).

 К сожалению у нас нет сведений о том были ли такие случаи у нас.

 Но зато есть другие сведения, что в Вейделевском районе никогда не было «гонений» на родники. Хотя в России был такой период.

Самые великие гонения на Церковь - тридцатых годов – святых источников коснулись меньше всего. Зато в хрущевские времена, на рубеже 50-х - 60-х, было истреблено столько почитаемых родников, что последствия этого ощутимы до сих пор.

До революции (впрочем, как и далее) сбором сведений о святых источниках специально не занимались. Священники-исследователи видели в почитании родников слишком много языческого.

Поэтому и о родниках нашего района также у нас не слишком много данных, фактов, легенд, историй. Мы надеемся, что с помощью вас мы уменьшим этот пробел.

  С водой связаны ритуалы очищения и излечения. Известны различные гадания на воде, моления на воду,  освящение воды. Изучение  различных традиционных культур, традиций почитания воды  и на сегодняшний день является актуальным[ 3]. 

Практическое занятие:

Педагог: Каким образом и из каких источников можно получить информацию о родниках?

        Предполагаемые ответы: из рассказов старожилов, при посещении местного краеведческого музея, от краеведов (Слайд№8).

       Педагог : Объясняю, как это необходимо делать.

  • В дом не стоит заходить большими группами, лучше по два человека.
  • В начале разговора надо представиться, объяснить, что вас интересует. Слова про «традиционную экологическую культуру» могут быть непонятны вашим, собеседникам (респондентам), поэтому часто бывает достаточно объяснения: «Рассказы про старину записываем».
  • Во время разговора один I школьник ведёт беседу, а второй записывает рассказ. То, какие сведения вы хотите получить, надо чётко представлять уже до начала беседы.
  • Перечень вопросов можно держать перед глазами, но не стоит требовать, чтобы человек строго по порядку на них отвечал.
  •  Не надо перебивать рассказчика, если он, на ваш взгляд, отклонился от темы. Старайтесь тактично направлять беседу по интересующему вас руслу.

 

         Попробуем вас в роли сборщика информации о роднике.

       Ролевая игра(5мин). Выбирается желающий на роль старожила и один на роль опрашивающего. Примерные вопросы прилагаются. (Приложение 1).

Дети должны сымитировать приход в дом старожилов, представление и т.д. Затем все участвуют в обсуждении ошибок допущенных детьми.

       Педагог : А теперь отправляемся в химическую лабораторию и научимся проводить исследование органолептических показателей воды родников. (Слайд№9).

 

Необходимо надеть белые халаты. У вас на столах находится необходимое  оборудование и родниковая исследуемая вода. Но прежде чем приступить к работе , я проведу с вами инструктаж по технике безопасности.

При анализе воды.

  • Не касайтесь руками лица, глаз, рта.
  • При анализе «цветущих» вод:

-работайте только в резиновых перчатках.

- по окончании анализа снимайте перчатки не касаясь их внешней стороны.

  • Окончив все работы, вымойте руки с мылом.

 Все показатели вы будите вносить в таблицу. Приступаем.

  1. Цвет (окраска)(Слайд№10).
  2. Прозрачность(Слайд№11).
  3. Характер и род запаха воды естественного происхождения (Слайд№12).

 

 

Интенсивность запаха воды.

1.Запах очень слабый

Запах не поддающийся обнаружению потребителями, но обнаруживаемый в лаборатории опытным исследователем.

2.Запах слабый

Запах не привлекающий внимания потребителя, но обнаруживаемый, если на него обратить внимание.

3.Запах заметный.

Запах легко обнаруживаемый и дающий повод относится к воде с одобрением.

 

4.Запах отчетливый.

Запах обращающий на себя внимание и делающий воду не пригодной для питья.

5.Запах очень сильный

Запах настолько сильный, что вода становится непригодной для питья.

        

4. Определение в воде взвешенных частиц (Слайд№13).

5. Определить температуру воды родника, для чего держать в воде родника водный термометр не менее 5 мин.

6. Кислотность воды ( Слайд№14).

(рН) (определение концентрации ионов водорода)

Значение величины Рн  для качества природных вод.

Рн – характеристика кислотно-основных свойств воды. Чем меньше величина рн, тем сильнее проявление кислотных свойств. Человек очень чувствителен  к изменениям рн, только обычно мы не задумываемся над этим. Живые обитатели природных вод также чувствительны к таким изменения. На величину рн  природных вод оказывают влияние кислотные атмосферные осадки. Качество воды при этом ухудшается. Величина рн  будет больше в тех местностях, где близко к поверхности залегает известняк, вступающий в реакцию с кислотами и нейтрализующий их. Болотные воды содержат большое количество растительных остатков, главным образом, растворённых гуминовых кислот, которые увеличивают кислотность вод до 4,5. Если рн снижается ниже 4,5 , то почти все виды водных растений и животных  гибнут [ 4]. 

 

 

 

 

       Педагог: Как вы считаете, что устанавливает Государственный стандарт качества?

        Предполагаемые ответы: Государственный стандарт качества «устанавливает предельно допустимые уровни содержания химических веществ, встречающихся в природных водах или добавляемых к воде в процессе обработки.

         Педагог: (Слайд№16).

        Допустимое содержание веществ посмотрите на слайде .

   Сухой остаток, образующийся после выпаривания воды, не должен превышать 1000мг/л. Водородный показатель (ph), указывающий на кислотность воды, должен находиться в пределах 6,0-9,0.» [ 5 ]. 

 Педагог : А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть (физминутка)

«Зарядка» — движения выполняются в соответствии с текстом, по показу взрослого.

1-2-3-4-5!

Выходите поиграть!

Выходите по порядку

На веселую зарядку! (дети становятся в круг)

1-2-3-4-5!Будем прыгать и скакать! (прыжки на месте)

Наклонился правый бок. наклоны туловища влево Раз, два, три. Наклонился левый бок. наклоны туловища вправо. Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (руки вверх). И дотянемся до тучки.

Вот мы руки развели, (руки в стороны). Словно удивились.

И друг другу до земли. В пояс поклонились!

Лектор –географ(обучающийся 2):  Ребята , а знаете  ли вы  как называется самый большой родник на земле и где он находится?

Ответы учащихся.

Лектор –географ(обучающийся 2):  Красный Ключ — один из крупнейших по дебиту и величине родников в мире. Дебит родника 14,88 м³ в сек.( (Слайд №   17) Это самый крупный источник питьевой воды в России, и один из крупнейших в Европе и мире. Расположен на юго-западной окраине Уфимского плато.  Река Уфа, протекающая в глубокой долине, подчёркивает величие и красоту родника [ 6]. 

Педагог:  А вы знаете , сколько родников в нашем посёлке? А в нашем районе? А какие названия носят наши родники?

Ответы учащихся.

Педагог: Давай познакомимся с наиболее посещаемыми родниками Вейделевского района(Слайд №   18,19):

  • Родник «Згода»
  • Родник  «Вера. Надежда. Любовь»
  • Родник «Балякин колодец»
  • Родник «Расправский колодец»
  • Родник «Киргизовский родник»
  • Родник  «Крейдянка»
  • Криница «Неупиваемая чаша»
  • Роднички «Семь ключей»
  • Родник «Владимирский колодец»
  • Родник «Клочков колодец»
  • Родник в урочище Избушки
  • Родник в местечке «Мачжуги»
  • Родник «Святой Антонины»
  • Родник «Центральный»
  • Родник «Бондарев Колодец» и другие.

В Вейделевском районе их более 100.

Обучающиеся старшей ступени рассказывают о родниках Вейделевского края (информация взята из атласа-путеводителя «Родники Вейделевского края». Прилагается как методическое сопровождение) .

 

Отправной  точкой нашего путешествия является родник «Вера. Надежда. Любовь»

расположенный в северо-восточной части урочища «Малиново» Зенинского сельского округа.

 До сентября 1999 года  родник имел такое же название, как и   урочище.

История родника очень интересна. Существует источник давно, точная дата и причина

возникновения его неизвестны. Жители  соседних деревень приходили к роднику пешком,

набирали воды, ночевали около него, а поутру возвращались домой. Считалось, что в источнике  живут божества, поэтому люди, приходя сюда, каялись в совершении недобрых поступков,  чтобы вместе с водой ушли их напасти и болезни.

С середины XIX века этот родник был в собственности помещика с. Зенино Попова Александра Ивановича. Доступ к нему разрешался только поварам «белой кухни» - была такая при усадьбе, где готовили пищу только для семьи помещика.

После 1917 года вода родника стала доступна для всех жителей с. Зенино. В период коммунистического прошлого нашей страны родник был практически заброшен  до 1999 года. Лишь редкий человек мог посетить его.

         В 1999 году родник был облагорожен,  освящен настоятелем  Вейделевской Покровской  церкви отцом Николаем и, по  просьбе жителей данного поселения,  получил название «Вера, Надежда, Любовь». Удивительно, но родник помогал и помогает детям при различных болезнях, а святым  мученицам молятся о сохранении подростков от искушений   и о сохранении любви между родителями.

 

 Уникален  родник «Крейдянка», расположенный на востоке поселка Вейделевка, по улице Колхозной.

        Образовался  он в XIX веке вследствие выхода из меловых отложений мощного потока вод подземной  реки. Из меловых недр били более тридцати родников, образуя довольно обширную, круглый год  совсем не замерзающую заводь.

       Родник поражал своим мощным потоком, с которым в старину буквально приходилось бороться.

        Криница была обихожена и охраняема. Вокруг криницы люди проводили праздники, стирали, отбеливали полотно. Все вроде бы хорошо - заимели большую реку, рыба, птицы стали водиться в изобилии. Но вот беда - исчезли богатые сенокосы в пойме речки. И тогда по приказу графа огромный родник начали заваливать всем чем угодно: хворостом, сеном, даже шерстью... И забили. Но родник весь не ушел и вышел рядом. Чистая прекрасная вода с постоянной температурой (около +10 градусов С) понрави­лась жителям. Соорудили дубовый сруб на нем,
возвели купель, обустроили территорию, сделали автостоянку, подвели дорогу с твердым покрытием, посадили живую изгородь.

В январе 2007 года родник  освящен в честь Пресвятой Богородицы и иконы её Смоленской. К кринице иногда совершаются крестные ходы даже из поселка Ровеньки. Источник входит в региональную сеть ООПТ.

 

Педагог: А вот фотографии других родников Вейделевского района(Слайд 20-28). Ребята , я думаю это интересная информация?!

        Собрав информацию по крупинкам, обучающиеся станции юных натуралистов выступили с предложением о создании  в Интернете на сайте МУ ДО «Вейделевская районная  детская станция юных натуралистов»  рубрики «Вейделевские родники - наследие предков» (Презентация «Вейделевские родники- наследие  предков» из материалов конференции ,докладчик Данченко Ю.В.).

При создании этой рубрики мы преследовали следующие цели:

 -  сделать информацию о родниках и ключах общедоступной для всех;

-   собрать дополнительную информацию  об источниках нашего края;

-  привлечь внимание  к состоянию источников.

Была сформирована актив группа «Хранители ключей» из числа обучающихся  МУ ДО «Вейделевская РДСЮН». Это по два человека из каждого объединения. Таким образом, мы получили своих «агентов» в 10 образовательных учреждениях из 15 имеющихся в районе. В остальных школах работу по сбору информации для  сайта проводили представители районной рабочей группы по реализации  областного проекта «Святые источники Белгородской области».

Для тех, кто желает прочитать  интересную информацию о родниках, создан   раздел «Путешествуем по родникам». Насладиться пейзажами родников можно, посетив  фотогалерею «Родники Вейделевского края».  А в рубрике   «Традиции наших предков» можно узнать, какие существуют обычаи и традиции, связанные с родниками.  Найти полезную информацию можно  и в методической копилке «Родник - источник знаний». В рубрике  «Спешим на помощь к родникам» можно узнать, как нужно правильно расчищать родники и ключи, как можно благоустроить родник и какие родники уже благоустроены.

 Приглашаем вас посетить удивительную «Страну Хранителей ключей». У каждого есть возможность выбрать свой маршрут посещения этой «страны», принять участие в интересных творческих конкурса,  узнать много нового и поделится своей информацией с другими посетителями[ 1].

 

Педагог: А по какой причине исчезают родники?

 

Ответы учащихся.

Педагог: Да, основная причина исчезновения родников: человеческий фактор.

        Вода крайне чувствительна к загрязнению, а человек  превращает прозрачные природные воды в мутные, наполненные ядами, дурнопахнущие. Согласно Всеобщей декларации прав человека право на чистую воду, ее охрану и информацию о качестве воды – одно из основных прав человека, защищающее не только его здоровье, но и жизнь.

Педагог: (Раздаёт    памятки детям) Ребята , на память о  курсах повышения квалификации  , я хочу подарить вам памятки и прошу   раздать эти памятки в школе, друзьям, соседям (Приложение 2).

Педагог:Я предлагаю вам разделиться на две бригады будущих хранителей родников (ребята делятся на две или более бригады и усаживаются группами).

Педагог:

 А теперь наступило время испытаний-зачёт. Пройдите в «Отдел кадров». Бригадам необходимо зарегистрировать всех своих участников и представиться (список передаётся помощнику педагога, проводящего занятие, для оформления в последующем свидетельств повышения квалификации по специальности «Хранители родников»).

 

Педагог совместно с помошниками  проводит игры.

      1. Дидактическая игра  «Найди лишнее». Обучающимся предлагается ряд фотографий, например, родник «Крейдянка», родник «Криница», река Ураева. Нужно найти лишний объект и объяснить свой выбор.

      2. Дидактическая игра «Родники моего поселка». Показать обучающимся  ряд фотографий с изображением родников, среди которых нужно выбрать родники поселка Вейделевка.

       3. Дидактическая игра  «Собери пазлы». Предложить детям собрать картинку с изображением родника и сказать, как он называется.

       4. Дидактическая игра «Узнай родник по описанию». Педагог дает словесное описание родника, обучающимся должны определить о каком роднике идет речь и назвать его.

       5. Дидактическая игра «Расставь названия родников». На карте Вейделевского района расставить фишки с названием родников [ 1]. 

 

 

 

Педагог :Молодцы, ребята! Вы все достойно прошли испытания и мы принимаем вас в большую команду « Хранители родников».

РЕЛАКСАЦИЯ(звучит песня о роднике)(Приложение 3)

 

Педагог : Послушайте    сказку “Висляткин ключ”(педагог рассказывает сказкуПриложение 5).

       

С тех пор в Проклов день 25 июля ходят люди по ключам. Вода – то ключевая и глаза и сердце людям лечит. Целебная она значит.

Так вот хотелось бы, чтобы все люди прозрели и стали почтительно относится к родникам, к друг другу и ко всей природе! [  6]. 

 

Подведение итогов занятия.

 

Педагог: Ребята, наши курсы  подходят к концу. Многие из вас, наверно, поняли, что охрана и спасение нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.

Наступает момент вручения удостоверений «Хранители родников»! (Приложение4).

(Звучит торжественная музыка. Ребята по очереди приглашаются к доске для вручения удостоверений).

 

 

Рефлексия

Из ширмы изготовлено три двери (имитация): «Дверь с хорошим настроением», «Дверь с плохим настроением», «Дверь с равнодушием»)

Ну, вот и подошло время прощаться. Спасибо вам всем за работу. Как обычно, подумайте с каким настроением вы уходите с занятия, через какую дверь вам хотелось бы выйти. (Дети указывают на дверь с соответствующим настроением)

Педагог: Я с вами не прощаюсь, а говорю до встречи!

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: РСЮН
Просмотров: 199 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Форма входа
Поиск

Управление образования © 2018

Administrator site "ANTARES_MG"
Конструктор сайтов - uCoz